СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников".»

Статья: «Совместная работа с семьей

по развитию речи дошкольников»

МБДОУ № 93 «Детский сад «Капитошка»

г. Норильск Красноярский край

Воспитатель 1 категории: Дитман Наталья Викторовна

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять свою мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.

Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться. В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Я уверена, что именно педагог-дошкольник должен взять на себя ведущую роль в повышении речевой культуры родителей и ребенка. Зная приоритет семейного воспитания, я - за тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса - ребенок, педагог, родитель. Но сам педагог должен быть эталоном, образцом русской речи.

Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная речь. Радио считалось университетом культуры, речи дикторов - эталонной. Слушая радио, мы учились правильной речи. Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь- неотъемлемая составляющая профессии,- телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки отовсюду звучит неграмотная реклама, боевики, детективы, кровь и насилие с экранов порождают языковую распущенность и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Очень важно пробудить у детей интерес к звучащему слову, почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий системы в работе, педагогической смекалки и выдумки, практического опыта.

Вся наша работа с семьей по речевому развитию детей представлена в схеме.

ФОРМЫ взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Беседа, анкетирование, первичное знакомство;

  • Индивидуальные беседы с родителями об особенностях развития их ребенка;

  • Групповые консультации;

  • Рекламная компания;

  • Совместные мероприятия;

  • Наглядная агитация родителей;

  • Родительские собрания.

Начинали мы свою работу с убеждения родителей в необходимости взаимодействия. Для планирования своей деятельности использовали систему работу по развитию речи по О.С.Ушаковой.

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Средства развития речи:

  • Общение взрослых и детей;

  • Культурная языковая среда;

  • Обучение родной речи на занятиях;

  • Художественная литература;

  • Изобразительное искусство, музыка, театр;

  • Занятия по другим разделам программы.

Методы развития речи

Наглядные

Словесные

Практические

1.Непосредственное наблюдение и его разновидности (в природе, экскурсии)

2. Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

1. Чтение и рассказывание художественных произведений.

2. Заучивание наизусть.

3. Пересказ.

4. Обобщающая беседа.

5. Рассказывание без опоры на наглядный материал.


  1. Дидактические игры

  2. Игры-драматизаии

  3. Инсценировки

  4. Дидактические упражнения

  5. Пластические этюды

  6. Хороводные игры




Мы используем разнообразные формы с родителями, стараемся не увлекаться анкетированием, так как зачастую получаем формальные отписки. С этим мы столкнулись при опросе «Книга моего детства». Но когда с каждым родителем индивидуально начали вспоминать о книгах и фильмах детства и юности, возник интерес, завязались оживленные беседы, вот тут-то мы и попросили заново заполнить анкеты.

Очень нравятся нашим взрослым родительские практикумы. Например, тема «Энциклопедия слова «дом»». Нужно было в словаре найти лексическое значение слова, рассказать об истории слова, подобрать слова-антонимы, а затем- синонимы. Следующее творческое задание было раздельным для мам и пап. Мамы искали загадки со словом «дом»,папы занимались частушками. Далее родители искали слово в названиях произведений классической и современной литературы.

Сначала практикумы посещали двое-трое родителей, к концу года собрались практически все. Беседы проходили весело, интересно. Сейчас родители часто задерживаются около воспитателя, не торопятся сразу уйти.

Благодаря такой форме работы взрослые развивают у детей чуткость к слову и умение понимать его многозначность, образность, помогают овладевать элементарными средствами художественной выразительности речи, учат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, наречия, прилагательные, эпитеты.

В родительском уголке размещаем памятки для правильного произношения тех или иных слов, словари русских слов. Мы в своей группе начали использовать словарь-справочник «Культура устной русской речи», автор Л.Н.Семушкина. В этом словаре обозначены трудные случаи: ударения, произношения, формообразования. В работе мы также используем словарь-копилку «Чтобы язык не заплетался» (словарик ошибок), игры по речевому общению с родителями и детьми.

Консультируя родителей, учим их правильно знакомить детей с художественными произведениями и русским фольклором. Детская художественная литература обогащает речь ребенка, способствует его проникновению в суть родного слова, а сказки учат чувствовать выразительность слова, его образность, меткость, поэтичность.

В планах работы нашей группы- выпуск журнала «Словечко»,где будет собран материал для родителей и детей по вопросу формирования правильной разговорной речи. Вся эта работа очень увлекательна и необходима. Мы обязаны сохранить и передать детям и внукам грамотную русскую речь.