СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Структура и система требований к электронным обучающим ресурсам»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В статье приводится общая модель электронного обучающего ресурса, типичные ошибки разработки, основные требования и рекомендации к разработке. В качестве примера построения ЭОР приведена собственная разработка «Электронный учебник «Информатика – студенту».

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Структура и система требований к электронным обучающим ресурсам»»

Статья: «Структура и система требований к

электронным обучающим ресурсам»

Волкова А.С.

мастер производственного обучения/преподаватель

высшей квалификационной категории

ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж»

Современный преподаватель – это представитель массовой профессии. Задача педагога – готовность реализовать свои методические находки в электронном учебном курсе.

Говоря о новых, перспективных формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс». При формировании такого кейса все более популярным становиться мультимедиа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видео- материалами и электронными образовательными ресурсами.

При разработке электронных обучающих ресурсов (ЭОР) от педагога требуется структурировать и предварительно подготовить в виде файлов необходимые материалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, практические задания, вопросы, задания для тестирования и т.д.), а затем в режиме диалога сформировать сценарии для организации самостоятельной работы обучаемого.

Модель электронного обучающего ресурса

В различных учебных заведениях разрабатывается достаточно большое количество ЭОР, охватывающих разнообразные предметные области. Однако, иногда авторы подобных курсов подходят к их построению в соответствии со своими субъективными представлениями о требованиях, предъявляемых к ЭОР. Это приводит к тому, что в некоторых случаях ЭОР ограничены с функциональной точки зрения, а это не позволяет добиться с их помощью улучшения качества обучения и развития обучаемых.

К числу наиболее распространенных недостатков относятся сложная, подчас запутанная навигация, излишне усложненная структура рабочей области, перенасыщенность ЭОР демонстрационными материалами в ущерб содержательному наполнению и, наоборот, отсутствие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

В первую очередь при проектировании ЭОР необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным.

Электронный учебный курс должен выполнять следующие функции:

  • эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины или профессионального модуля;

  • стимулировать учебно-познавательную деятельность;

  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, видео, анимацию);

  • при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров.

Кроме общих требований существуют еще и специальные, которые могут быть условно разбиты на три основные категории требований:

  • к содержанию;

  • структуре;

  • техническому исполнению.

Учитывая особую важность электронного обучающего ресурса для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

  • реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

  • особая четкость постановок задач;

  • подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

  • использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения знаний из других источников).

В законченном виде электронный обучающий ресурс как система включает в себя следующие функциональные блоки:

  • информационно-содержательный;

  • контрольно-коммуникативный;

  • коррекционно-обобщающий.

  • Информационно-содержательный блок включает:

  • Информационный:

  1. общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;

  2. сроки изучения курса (темы);

  3. график прохождения тем и разделов по конкретной учебной дисциплине или профессиональному модулю;

  4. формы и время отчетности;

  5. график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);

  6. график консультаций.

  • Содержательный:

  1. учебные планы, учебные и рабочие программы;

  2. учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;

  3. развернутые планы семинаров;

  4. список основной и дополнительной литературы, включая материалы Internet;

  5. список тем творческих работ по дисциплине;

  6. методические рекомендации по работе с электронными материалами.

Практика работы с электронными материалами показывает, что единица учебной информации, усваиваемая обучаемым при самостоятельной работе с электронным обучающим ресурсом, - это может быть и один, и пять экранов. Однако, порция информации подчиняется требованию – ее содержание должно иметь логически целостный характер:

  • постановка проблемы, отдельный логически завершенный вопрос темы или целиком вся тема,

  • разбор решения задачи.

Оптимальный разовый «неделимый» объем учебной информации, предлагаемый обучаемому для самостоятельной работы, определяется продолжительностью допустимой непрерывной работы за компьютером – не более 30-40 минут. При организации самостоятельной работы обучаемый может использовать это время в соответствии с наиболее приемлемым для него стилем изучения материала, но можно распределить время и по аналогии с привычным занятием. Например, в самом начале отвести 5-10 минут повторению, необходимому для понимания новой темы ранее изученного материала, 20-30 минут - работа с новым материалом (включая использование демонстрационных и моделирующих программ, разбор решения задач и т.п.), и 5-10 минут – текущий контроль за качеством усвоения пройденного материала (тест, решение задач). Необходимо отказаться от жесткой регламентации времени – обучаемым должны предлагаться гибкие графики, позволяющие реализовать индивидуальный подход к организации «электронного урока».

  • Контрольно-коммуникативный блок:

  1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;

  2. вопросы для текущего самоконтроля;

  3. вопросы к зачетам и экзаменам;

  4. критерии оценивания.

Программно-информационная составляющая в контрольно-коммуникативном блоке может обеспечивать несколько видов контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый.

В электронном обучающем ресурсе возможна реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Например, для самоконтроля и текущего контроля могут использоваться контролирующие программы с обратной связью, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное для него время, в том числе и при работе на локальном компьютере.



  • В Коррекционно-обобщающий блок (результаты педагогического мониторинга образовательного процесса) входят:

  1. итоговые результаты учебной работы обучающегося;

  2. диагностика учебно-познавательной деятельности;

  3. анализ результатов различных видов контроля.

Корректно-организованный мониторинг позволяет прогнозировать развитие обучаемых, совершенствовать содержание и структуру электронного обучающего комплекса.


Структура электронного учебного курса


Система требований к структуре электронного учебного курса:

  • интуитивно-понятный интерфейс, который позволит затратить минимальное время на обучение основам работы с электронным учебником даже при низком уровне знания компьютерной техники;

  • удобная навигация, позволяющая быстро найти требуемую информацию среди большого количества учебного материала;

  • возможность самоконтроля обучаемого, которая представлена в виде набора тестов по каждому из пройденных разделов теории;

  • небольшой размер отдельных файлов электронного учебника (не более 50 килобайт) загружаемых через Интернет, что позволит быстро получить к ним доступ;

  • оформление информации с точки зрения эргономичности.

Для построения эффективной структуры учебника необходимо предусмотреть развитую систему навигацию по учебнику. Следует предусмотреть такие возможности как:

  • переход из конца в начало текущего документа;

  • переходы к следующей и предыдущей страницам документа;

  • перемещение по теоретическому материалу при помощи содержания, состоящего из ссылок на отдельные разделы учебника;

  • различные дополнительные перекрёстные ссылки, необходимо для повышения быстроты и удобства доступа к данным.

Для улучшения восприятия материала возможно дополнить учебник аудио- и видео- информацией, то есть все временные диаграммы работы устройств анимировать при помощи flash-анимации со звуковым сопровождением, а также предоставить возможность помимо зрительного восприятия текста получать информацию в звуковом виде.

Для удобства пользователя возможно запланировать организацию поисковой системы по ключевому слову.

Основные требования и рекомендации к разработке электронных образовательных ресурсов

  • Структура и общие принципы навигации по учебнику


Учебник должен содержать:

1) информацию об учебнике (наименование, автор и др.), ссылку на эту информацию;

2) ссылку на главную (первую) страницу учебника;

3) оглавление;

4) глоссарий;

5) дополнительную литературу и ссылки по теме учебника;

6) страницу поиска по учебнику и ссылку на нее.

  • Разделы учебника должны содержать не более трех уровней вложенности;

  • Фрагмент текста учебника должен быть не более одного-двух экранов при разрешении 1024х768.

  • Средства, которые могут быть использованы при создании учебника:

  1. учебник должен быть протестирован как минимум в трех различных браузерах (Google, Opera и Internet Explorer 10) с целью максимального единообразия;

  2. код программ должен быть прокомментирован;

  3. если используются технологии, не поддерживаемые другими браузерами:

  • пользователь должен быть поставлен в известность;

  • не должно возникать никаких ошибок и сбоев в работе с учебником;

  • должны быть указаны пути решения этой проблемы.

  • Вопросно-разъяснительный модуль и средства проверки знаний:

Рекомендуется:

  1. используя, например, возможности Perl, PHP, максимально скрывать правильные ответы;

  2. процесс работы должен полностью протоколироваться, а протокол выводиться по окончании.

  • Отчёт:

Отчет должен содержать:

  1. структуру учебника;

  2. указания по установке и работе с компьютерным учебником (должны быть подробно описаны пути по настройке используемых программ, например, вопросно-разъяснительного модуля);

  3. должна быть представлена документация с описанием интерфейса программ;

  4. должны быть указаны возможные проблемы при работе с учебником и пути их решения.

  • Формы представления электронных обучающих комплексов выбираются в зависимости от возможностей пользователя:

  1. электронный учебный курс на образовательном сервере (Internet или локальном);

  2. автономный электронный учебник на флешке или компакт-диске;

  3. с использованием электронной почты для обеспечения обратной связи.

В качестве примера приведу программную разработку на образовательном сервере колледжа.

Материал на учебно-методическом портале структурирован по разделам, включающим:

  • информацию о колледже, учебных планах и специальностях,

  • форум с возможностью организации диалогов: студент-преподаватель, студент-студент;

  • выделенные странички преподавателей с размещением на них дидактического материала.

Информационно-содержательный раздел может иметь различную наполняемость в зависимости от особенностей отображаемой дисциплины или профессионального модуля.

Электронные учебники теоретической направленности имеют структурированность по разделам:

  • теоретический блок, предназначенный для выполнения лабораторно-практического задания;

  • практический блок с разбором материала выполнения задания и самостоятельное задание;

  • третьей составляющей таких учебников является вспомогательный справочный материал.

В качестве примера приведу авторскую разработку электронного учебника «Информатика студенту», относящийся к классу электронных образовательных ресурсов. В программе «Электронный учебник «Информатика студенту» семь разделов:

  1. «Теория». Теоретический раздел включает описательную часть: лекционный материал и порядок выполнения лабораторных работ.

  2. «Тестирование». Тестирование включает контроль знаний по начальным сведениям программирования в Turbo Pascal и занимательное тестирование по устройству персонального компьютера.

  3. «Видеоуроки». Видеоуроки и презентации могут быть использованы преподавателем на лекционных занятиях, а также студентом для закрепления материала или для самостоятельного изучения.

  4. «Задачник». Задачник предназначен для самостоятельного прорешивания задач с примерами их выполнения.

  5. «Презентации»,

  6. «Редактирование». Редактирование позволяет отредактировать или полностью изменить имеющийся в учебнике теоретический материал.

  7. «Справка».

Работа с данным электронным учебником ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность учеников и самопроверку полученных знаний. Высокий учебный потенциал этого курса определяется удобным представлением теоретического материала, наличием примеров, графических иллюстраций, руководством по использованию. Применение наглядного представления материала в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого обучающегося. Это позволяет улучшить качество обучения, облегчить изучение учебного материала, сделать процесс обучения более привлекательным.

Список используемых источников

  1. Электронные издания. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. - М.: Стандартинформ, 2014

  2. Электронные учебники. Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012

  3. А. Соловейчик. Электронные учебники – обо всем по порядку // БвШ.-2015.-№5-6.-С.18-23