Статья: «Структура и система требований к
электронным обучающим ресурсам»
Волкова А.С.
мастер производственного обучения/преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж»
Современный преподаватель – это представитель массовой профессии. Задача педагога – готовность реализовать свои методические находки в электронном учебном курсе.
Говоря о новых, перспективных формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплекс разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс». При формировании такого кейса все более популярным становиться мультимедиа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видео- материалами и электронными образовательными ресурсами.
При разработке электронных обучающих ресурсов (ЭОР) от педагога требуется структурировать и предварительно подготовить в виде файлов необходимые материалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, практические задания, вопросы, задания для тестирования и т.д.), а затем в режиме диалога сформировать сценарии для организации самостоятельной работы обучаемого.
Модель электронного обучающего ресурса
В различных учебных заведениях разрабатывается достаточно большое количество ЭОР, охватывающих разнообразные предметные области. Однако, иногда авторы подобных курсов подходят к их построению в соответствии со своими субъективными представлениями о требованиях, предъявляемых к ЭОР. Это приводит к тому, что в некоторых случаях ЭОР ограничены с функциональной точки зрения, а это не позволяет добиться с их помощью улучшения качества обучения и развития обучаемых.
К числу наиболее распространенных недостатков относятся сложная, подчас запутанная навигация, излишне усложненная структура рабочей области, перенасыщенность ЭОР демонстрационными материалами в ущерб содержательному наполнению и, наоборот, отсутствие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
В первую очередь при проектировании ЭОР необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным.
Электронный учебный курс должен выполнять следующие функции:
эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины или профессионального модуля;
стимулировать учебно-познавательную деятельность;
обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;
рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, видео, анимацию);
при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров.
Кроме общих требований существуют еще и специальные, которые могут быть условно разбиты на три основные категории требований:
к содержанию;
структуре;
техническому исполнению.
Учитывая особую важность электронного обучающего ресурса для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:
реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;
особая четкость постановок задач;
подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;
использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения знаний из других источников).
В законченном виде электронный обучающий ресурс как система включает в себя следующие функциональные блоки:
общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
сроки изучения курса (темы);
график прохождения тем и разделов по конкретной учебной дисциплине или профессиональному модулю;
формы и время отчетности;
график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
график консультаций.
учебные планы, учебные и рабочие программы;
учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
развернутые планы семинаров;
список основной и дополнительной литературы, включая материалы Internet;
список тем творческих работ по дисциплине;
методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Практика работы с электронными материалами показывает, что единица учебной информации, усваиваемая обучаемым при самостоятельной работе с электронным обучающим ресурсом, - это может быть и один, и пять экранов. Однако, порция информации подчиняется требованию – ее содержание должно иметь логически целостный характер:
Оптимальный разовый «неделимый» объем учебной информации, предлагаемый обучаемому для самостоятельной работы, определяется продолжительностью допустимой непрерывной работы за компьютером – не более 30-40 минут. При организации самостоятельной работы обучаемый может использовать это время в соответствии с наиболее приемлемым для него стилем изучения материала, но можно распределить время и по аналогии с привычным занятием. Например, в самом начале отвести 5-10 минут повторению, необходимому для понимания новой темы ранее изученного материала, 20-30 минут - работа с новым материалом (включая использование демонстрационных и моделирующих программ, разбор решения задач и т.п.), и 5-10 минут – текущий контроль за качеством усвоения пройденного материала (тест, решение задач). Необходимо отказаться от жесткой регламентации времени – обучаемым должны предлагаться гибкие графики, позволяющие реализовать индивидуальный подход к организации «электронного урока».
системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
вопросы для текущего самоконтроля;
вопросы к зачетам и экзаменам;
критерии оценивания.
Программно-информационная составляющая в контрольно-коммуникативном блоке может обеспечивать несколько видов контроля: предварительный, текущий, рубежный и итоговый.
В электронном обучающем ресурсе возможна реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Например, для самоконтроля и текущего контроля могут использоваться контролирующие программы с обратной связью, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное для него время, в том числе и при работе на локальном компьютере.
итоговые результаты учебной работы обучающегося;
диагностика учебно-познавательной деятельности;
анализ результатов различных видов контроля.
Корректно-организованный мониторинг позволяет прогнозировать развитие обучаемых, совершенствовать содержание и структуру электронного обучающего комплекса.
Структура электронного учебного курса
Система требований к структуре электронного учебного курса:
интуитивно-понятный интерфейс, который позволит затратить минимальное время на обучение основам работы с электронным учебником даже при низком уровне знания компьютерной техники;
удобная навигация, позволяющая быстро найти требуемую информацию среди большого количества учебного материала;
возможность самоконтроля обучаемого, которая представлена в виде набора тестов по каждому из пройденных разделов теории;
небольшой размер отдельных файлов электронного учебника (не более 50 килобайт) загружаемых через Интернет, что позволит быстро получить к ним доступ;
оформление информации с точки зрения эргономичности.
Для построения эффективной структуры учебника необходимо предусмотреть развитую систему навигацию по учебнику. Следует предусмотреть такие возможности как:
переход из конца в начало текущего документа;
переходы к следующей и предыдущей страницам документа;
перемещение по теоретическому материалу при помощи содержания, состоящего из ссылок на отдельные разделы учебника;
различные дополнительные перекрёстные ссылки, необходимо для повышения быстроты и удобства доступа к данным.
Для улучшения восприятия материала возможно дополнить учебник аудио- и видео- информацией, то есть все временные диаграммы работы устройств анимировать при помощи flash-анимации со звуковым сопровождением, а также предоставить возможность помимо зрительного восприятия текста получать информацию в звуковом виде.
Для удобства пользователя возможно запланировать организацию поисковой системы по ключевому слову.
Основные требования и рекомендации к разработке электронных образовательных ресурсов
Учебник должен содержать:
1) информацию об учебнике (наименование, автор и др.), ссылку на эту информацию;
2) ссылку на главную (первую) страницу учебника;
3) оглавление;
4) глоссарий;
5) дополнительную литературу и ссылки по теме учебника;
6) страницу поиска по учебнику и ссылку на нее.
учебник должен быть протестирован как минимум в трех различных браузерах (Google, Opera и Internet Explorer 10) с целью максимального единообразия;
код программ должен быть прокомментирован;
если используются технологии, не поддерживаемые другими браузерами:
пользователь должен быть поставлен в известность;
не должно возникать никаких ошибок и сбоев в работе с учебником;
должны быть указаны пути решения этой проблемы.
Рекомендуется:
используя, например, возможности Perl, PHP, максимально скрывать правильные ответы;
процесс работы должен полностью протоколироваться, а протокол выводиться по окончании.
Отчет должен содержать:
структуру учебника;
указания по установке и работе с компьютерным учебником (должны быть подробно описаны пути по настройке используемых программ, например, вопросно-разъяснительного модуля);
должна быть представлена документация с описанием интерфейса программ;
должны быть указаны возможные проблемы при работе с учебником и пути их решения.
электронный учебный курс на образовательном сервере (Internet или локальном);
автономный электронный учебник на флешке или компакт-диске;
с использованием электронной почты для обеспечения обратной связи.
В качестве примера приведу программную разработку на образовательном сервере колледжа.
Материал на учебно-методическом портале структурирован по разделам, включающим:
информацию о колледже, учебных планах и специальностях,
форум с возможностью организации диалогов: студент-преподаватель, студент-студент;
выделенные странички преподавателей с размещением на них дидактического материала.
Информационно-содержательный раздел может иметь различную наполняемость в зависимости от особенностей отображаемой дисциплины или профессионального модуля.
Электронные учебники теоретической направленности имеют структурированность по разделам:
теоретический блок, предназначенный для выполнения лабораторно-практического задания;
практический блок с разбором материала выполнения задания и самостоятельное задание;
третьей составляющей таких учебников является вспомогательный справочный материал.
В качестве примера приведу авторскую разработку электронного учебника «Информатика студенту», относящийся к классу электронных образовательных ресурсов. В программе «Электронный учебник «Информатика студенту» семь разделов:
«Теория». Теоретический раздел включает описательную часть: лекционный материал и порядок выполнения лабораторных работ.
«Тестирование». Тестирование включает контроль знаний по начальным сведениям программирования в Turbo Pascal и занимательное тестирование по устройству персонального компьютера.
«Видеоуроки». Видеоуроки и презентации могут быть использованы преподавателем на лекционных занятиях, а также студентом для закрепления материала или для самостоятельного изучения.
«Задачник». Задачник предназначен для самостоятельного прорешивания задач с примерами их выполнения.
«Презентации»,
«Редактирование». Редактирование позволяет отредактировать или полностью изменить имеющийся в учебнике теоретический материал.
«Справка».
Работа с данным электронным учебником ориентирована на самостоятельную познавательную деятельность учеников и самопроверку полученных знаний. Высокий учебный потенциал этого курса определяется удобным представлением теоретического материала, наличием примеров, графических иллюстраций, руководством по использованию. Применение наглядного представления материала в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого обучающегося. Это позволяет улучшить качество обучения, облегчить изучение учебного материала, сделать процесс обучения более привлекательным.
Список используемых источников
Электронные издания. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. - М.: Стандартинформ, 2014
Электронные учебники. Рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012
А. Соловейчик. Электронные учебники – обо всем по порядку // БвШ.-2015.-№5-6.-С.18-23