СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Учиться с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья рассматривает новые подходы в системе образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. 

Просмотр содержимого документа
«Статья " Учиться с увлечением"»

Айнединова Наталья Алексеевна,

ГБОУ гимназия г. Сызрани

учитель начальных классов

УЧИТЬСЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ

«Я советую всем учителям:

берегите детский огонёк пытливости,

любознательности, жажды знаний.

Единственным источником, питающим этот огонёк,

является радость успеха в учении»

В.А.Сухомлинский

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению, что бы учение было с увлечением?

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому одной из приоритетных целей своей работы в современных условия я вижу формирование ИКТ-компетентности учащихся:

- развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаю возможным через решение следующих задач:

формирование единого информационного пространства гимназии;

повышение собственного уровня ИКТ-компетентности ;

формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

«В школе дети должны получить возможность

раскрыть свои способности, подготовиться к жизни

в высокотехнологичном конкурентном мире»

Д. А. Медведев

Готовить ребёнка должен учитель – профессионал, увлечённый, современный. Готовый, в первую очередь, к саморазвитию.

Учителю начальной школы при решении задач формирования ИКТ компетентности обучающихся желательно демонстрировать соответствующие умения:

в позиции учителя русского языка:

-знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;

- знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;

- знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;

- знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;

- знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.

в позиции учителя литературного чтения:

- работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;

-работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ учащихся;

- работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ учащимися собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.

в позиции учителя математики и информатики:

- представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;

-выбор адекватных возрасту учащихся и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей ;

-разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;

- моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.

в позиции учителя изобразительного искусства и технологии:

-использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;

- использование фото - и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.

Овладев данными умениями учитель сможет научить и своих воспитанников, а значит и сформировать ИКТ – компетентности.

Как видим, современные возможности учителя способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

• презентация;

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

• цифровые образовательные ресурсы;

• интерактивная доска;

• работа с модульной системой экспериментов;

• тренажеры;

• документ-камера;

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

• видео и аудиотехника;

• система контроля и мониторинга качества знаний;

Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Презентации к урокам окружающего мира и основам религиозных культур и светской этики составляют и сами дети, реализуя так свои проекты и замыслы, а учитель выступает здесь руководителем и координатором.

Следующий вид ИКТ, используемый мною на уроках – работа на интерактивной доске. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи детей и таким образом создавать вместе с обучающимися общий ход учебного занятия. Дети с удовольствием выполняют различные задания на электронной доске, чувствуют себя раскованно. Часть заданий продумываю сама, иногда выручает официальный сайт Panasonic.ru. Особый интерес у детей вызывают задания на перемещение объектов и на распределение по группам .

На уроках окружающего мира использую цифровые образовательные ресурсы (http://school-collection.edu.ru/catalog/) и электронные пособия. Среди мультимедийных дисков в первую очередь хочу отметить диск «Фантазёры.Мультитворчество», мою замечательную палочку-выручалочку для уроков. Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – все это делает диск незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками».

Еще одной инновацией для моей педагогической деятельности стало использование в этом году модульной системы экспериментов. Модульная система экспериментов адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы.

Использование ИКТ в начальной школе уже является основой формирования информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех учебных предметов.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель.

Уроки с использованием ИКТ , на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

• Рост положительной мотивации на уроках.

• Создан банк презентаций и интерактивных заданий для проведения уроков.

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

100 % первоклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.

95% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Использование информационных коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.





Библиографический список.

1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2000.

2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. Москва, 2006

3. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»

4. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/

5. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org

6. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2010 г.

7. Материалы сайта «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),

8. сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Panaboart(http://www.panasonic.ru/),

9. «Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).

10. Дистанционный курс «Основы робототехники». АЛТГПА. - http://www.uni-altai.ru/ifmo/ktoi/dist_ktoi/



4