ЗАМЕЧАНИЯ О МЕТОДЕ ИНТЕРВАЛОВ
Н.А. КЛИМЕНКО, учитель школы №1 г. Петропавловска
Тема «Неравенства» занимает важное место в курсе алгебры. Данная тема богата по содержанию, по способам и приемам решения неравенств, по возможностям ее применения при изучении ряда других тем школьного курса алгебры. Так как время на выполнение теста и контрольной работы ограничено, ученики должны владеть универсальными алгоритмами решения неравенств. Как показывает опыт работы в школе, метод интервалов является универсальным методом решения не только рациональных, а широкого класса неравенств.
Для успешного применения метода интервалов, школьники должны усвоить следующий алгоритм:
1. Найти область определения функции
и корни уравнения
. Пусть, например, корнями являются числа
;
2. Начертить числовую прямую, нанести на прямую числа
. Отметить кратные корни (если есть). Числа
разбивают числовую прямую, с учетом области определения, на некоторое число интервалов;
3. Определить знак функции
на каждом интервале с помощью пробной точки, либо использовать «правило чередования знаков», свойства конкретной функции, соображения четности и т.д..
4. Отобрать удовлетворяющие неравенству промежутки и записать их в ответ.
Ошибки, допускаемые учащимися при решении неравенств самые разнообразные. Выше изложенный алгоритм позволяет избежать ошибок, связанных как с неверным оформлением решения, так и ошибок логического характера.
Рассмотрим примеры применения метода интервалов:
Пример 1. Решите неравенство: 
Решение:
Согласно первому пункту выше изложенного алгоритма, определяем тип неравенства. Данное неравенство является дробно-рациональным.
Найдем нули функции
и точки, в которых она неопределенна:

На числовой прямой отмечаем, полученные в пункте 2, точки.
В результате можно сделать вывод о том, что числовая прямая разбивается на интервалы
, на каждом из которых функция
сохраняет свой знак постоянным.
Определим знак на крайнем правом промежутке, воспользовавшись пробной точкой, например
. Далее вступает в силу правило чередования знаков (так как нет кратных корней). Рисунок 1 является достаточным пояснением к решению.

Выберем промежутки, на которых
. Запишем ответ.
Ответ:
.
Пример 2. Решите неравенство: 
Решение:
1. Данное неравенство является дробно-рациональным, содержит радикалы.
2. Найдем область определения функции
. Функция определена и непрерывна при любых значениях переменной.
Найдем нули функции
.

Нули числителя – кратными не являются, при переходе через них знаки неравенства на промежутках будут чередоваться.
3. Так как неравенство строгое, корни
,
на числовой оси изобразим выколотыми точками.
4. Числовая прямая разбивается на интервалы
, на каждом из которых функция
сохраняет свой знак постоянным.
Обобщим полученные данные. Изобразим на числовой прямой область определения и нули функции. С помощью пробной точки определяем знак функции на каждом из полученных интервалов (рисунок 5):

Неравенство выполняется в промежутках
. Объединение этих промежутков и представляет собой решение данного неравенства. Запишем ответ.
Ответ: .
Пример 3. Решим неравенство:
Решение:
Данное неравенство является дробно-рациональным, содержащим показательные выражения.
Функция определена и непрерывна на множестве Найдем нули функции и точки, в которых функция неопределенна:
Данное неравенство является нестрогим, поэтому нули числителя будут на оси изображены закрашенными точками.
Числовая прямая, с учетом области определения неравенства, разбивается на интервалы , на каждом из которых функция сохраняет свой знак постоянным. Например, для определения знака на правом промежутке возьмем пробную точку
, значение функции в которой равно , то есть функция на правом промежутке принимает положительные значения. В результате рассуждений получим следующий рисунок:
Выберем интервалы, на которых. Запишем ответ.
Ответ: .
Можно привести примеры применения метода интервалов для неравенств содержащих тригонометрические и логарифмические выражения.