Головач Валерий Иванович,
преподаватель физической культуры
ГБПОУ «Донецкий техникум связи и отраслевых технологий»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.
Физическое воспитание осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, тренировок в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта и самостоятельных занятий студентов. Важным также является участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях во внеучебное время.
Уровень физической подготовки студентов среднего профессионального образования оценивается с помощью контрольных нормативов по физической культуре, в том числе готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» — федеральная программа физподготовки для граждан РФ разных возрастов. Изначально программу запустили в СССР в 1931 году, возродили в 2014 году по инициативе Владимира Путина. Программа ГТО играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни в России. Программа привлекла более 23 миллионов участников и только 11 миллионов из них полностью выполнили нормативы ГТО. Это свидетельствует о высоком интересе к физической культуре и спорту в нашей стране, стремлении граждан к активной жизни. Программа ГТО вдохновляет и объединяет людей, способствуя укреплению здоровья нации и повышению уровня физической активности в обществе.
В учебном учреждении среднего профессионального обучения необходимо уделять большое внимание физической подготовки студентов. До начала обучения студенты проходят медицинский осмотр, чтобы определить медицинскую группу, в которой им целесообразно заниматься.
Выделяют три группы:
Основная. Студенты без отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.
Подготовительная. Студенты с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.
Специальная. Студенты с патологическими отклонениями в состоянии здоровья.
Преподаватель во время занятий должен подготовить комплекс упражнений для все трех групп. Хочу отметить преимущества занятий в группах общей физической подготовки (ОФП):
Всестороннее развитие. ОФП способствует улучшению всех основных физических качеств, включая силу, выносливость, скорость, гибкость и координацию.
Профилактика травм. Регулярные занятия укрепляют мышечный корсет, связки и суставы, что снижает риск травм и способствует более быстрому восстановлению после нагрузок.
Улучшение функциональности организма. Упражнения ОФП положительно влияют на работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Повышение универсальности. ОФП помогает легче адаптироваться к различным видам физической активности и спорта, облегчая процесс освоения новых упражнений и навыков.
Психоэмоциональное благополучие. Занятия физической культурой, включая ОФП, способствуют выработке эндорфинов (гормонов счастья), снижению уровня стресса, улучшению настроения и общего психоэмоционального состояния.
Долгосрочное поддержание активности. Регулярная ОФП позволяет поддерживать высокий уровень физической активности на протяжении всей жизни, что способствует здоровью, долголетию и качеству жизни.
Факторы, влияющие на физическую подготовку студентов СПО:
Индивидуальные особенности. Важно учитывать физическую подготовку, здоровье и уровень активности студентов, чтобы адаптировать подходы к тренировкам.
Возможность выбора видов физической активности. Это стимулирует студентов заниматься физической культурой и делать это регулярно.
Создание условий для проведения соревнований, спортивных мероприятий и командных игр. Такие мероприятия помогают студентам на практике применять полученные навыки и знания, а также развивать физическую выносливость.
Теоретическая подготовка в области физической культуры. Студентам необходимо изучить основные принципы физической активности, анатомию и физиологию человеческого организма, методики тренировок и другие теоретические аспекты.
Наличие квалифицированных инструкторов и тренеров. Они смогут правильно оценить физическую форму студентов, разработать индивидуальные программы тренировок и обеспечить безопасность занятий.
Создание соответствующей инфраструктуры. Университеты и колледжи должны предоставлять студентам доступ к спортивным залам, тренажёрным залам, площадкам для спортивных игр и другим спортивным объектам.
Проведение систематических оценок и контроля за физической подготовкой студентов (регулярные физические тесты и измерения) помогают отслеживать прогресс студентов, выявлять их сильные и слабые стороны, а также корректировать программы тренировок и занятий в соответствии с индивидуальными потребностями.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
В процессе физического воспитания педагогические воздействия и самостоятельные усилия занимающихся направлены на:
развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
обучение двигательным действиям (технике движений в различных видах спорта);
формирование специальных знаний в данной области (связанных с физиологией и психологией человека, методикой проведения занятий, техникой безопасности на них и др.);
воспитание морально-волевых и нравственных черт личности (решительности, целеустремлённости, настойчивости, отзывчивости и др.).
Активность студентов во многом зависит от педагога физического воспитания, так как он играет важную роль в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи, которые решает преподаватель, чтобы стимулировать активность студентов:
Формирует интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.
Стимулирует сознательный контроль и анализ своих действий каждым студентом.
Воспитывает у занимающихся творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность.
Развивает у студентов потребность не только заниматься физическими упражнениями и спортом на занятиях, но и поддерживать свою физическую форму в повседневной жизни.
Педагог должен учитывать интересы студентов, выявлять предпочитаемые ими виды двигательной активности и с помощью средств и методов физического воспитания вырабатывать у студентов интерес к занятиям.
Для стимулирования активности студентов важно использовать разные формы физического воспитания, например, игровые и соревновательные методы, нетрадиционные виды физической активности.
Связь обучения с профессиональной деятельностью и образом жизни обучающихся помогает сформировать у студентов потребность заниматься физкультурой на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Поддержка стремлений студентов. Одна из главных задач физического воспитания — поддержка стремлений студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, от педагога физического воспитания зависит, будут ли студенты проявлять высокую активность в процессе занятий, что положительно влияет на их физическое и психологическое состояние.