Формы и приемы работы с одаренными учащимися на уроках русского языка
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения – важнейшая задача, стоящая перед учителем. Он должен способствовать развитию личности ребенка, умеющего творчески перерабатывать знания, мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Поэтому педагогу для достижения этих целей необходимо правильно организовывать учебную деятельность – это залог успешного обучения школьников. Нужно тщательно выбирать такие формы и приемы работы с детьми, которые будут способствовать не только успешному усвоению материала, но также развивать их интеллект, умение применять свои знания на практике, в частности, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задания разного уровня повышают деловую активность детей, эффект от такой работы велик: повторение и закрепление пройденного материала происходит намного успешнее. Безусловно, также важны и упражнения с комплексными заданиями. Это способствуют формированию у детей системных знаний. При изучении темы «Употребление союзов в простых и сложных предложениях» учащимся предлагается при списывании упражнения расставить знаки препинания, определить, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Дополнительные задания учащимся с сильной мотивацией могут быть такого характера: указать грамматическую основу; начертить схему. Включаются в урок и задания повышенной трудности, для выполнения которых необходимо умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях, поиск новой информации, также поощряется участие в проектах, позволяющих расширить кругозор, повысить уровень знаний. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому мы и сосредоточим на нем основное внимание. Итак, какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?
Это самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, школьникам предлагается в пословицах изменить число глагола. Учащиеся с сильной мотивацией должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые подбирают самостоятельно, - пословицы – синонимы и пословицы – антонимы, создают презентацию по данной теме.
Можно использовать задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
Особого внимания заслуживают задания исследовательского характера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением надфункционированием изученных средств языка в речи. В процессе такой работы реализуются межпредметные связи, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.
Поощряется участие в проектах по темам, вызывающим интерес и желание раскрыть «тайны» русского языка, таким как «Интерактивное общение и его влияние на письменную речь учащихся», «Каких учёных-лингвистов мы знаем?», «Заимствованные слова в русском языке», «Зачем нужны паронимы?», «Как возникали фамилии?», «История падежей. Звательный падеж», «История создания рукописей», «Речевой этикет на радио как средство общения ведущего со слушателями», «Отражение языческого мировоззрения славян в языке».
Рассмотрим задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний. Цель таких заданий — развивать любознательность, стимулировать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, при изучении наречий учитель искусственно создает ситуацию, когда учащиеся классифицируют наречие как производный предлог. Как же писать этот предлог? Направляя школьников по правильному пути исследования такого явления в русском языке, как «омонимия частей речи», педагог рекомендует справочники, которые помогут найти ответ на поставленный вопрос. На последующих уроках ученики – следопыты рассказывают одноклассникам, каковы результаты исследований, показывают презентации, в которых приводят примеры омонимии различных частей речи: «Навстречу ветру (предлог), идти на встречу с другом (существительное), вышел навстречу (наречие)».
Так же поступает учитель и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами (при написании диктантов, сочинений, изложений, текстов упражнений). Ответы на вопросы сильные ученики ищут самостоятельно, пользуясь учебниками и справочниками.
Систематически необходимо использовать задания творческого характера, ведь ученики стремятся к творческой деятельности. При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только формировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности учащихся. Нужно помнить, что этому заданию необходимо уделять самое серьезное внимание: при написании сжатого изложения и сочинения во время сдачи ОГЭ ученики должны продемонстрировать умение находить главную мысль текста, не допускать логических и фактических ошибок, связно отвечать на поставленный вопрос, аргументировать тезис. На уроках русского языка одаренные дети получают дополнительные задания, помогающие решать вышеуказанные задачи: школьники пишут аннотации на статьи в учебнике, на прочитанные книги, составляют резюме на творческие работы одноклассников. Выпускники 11 – х классов готовятся к написанию итогового сочинения (изложения) по пяти направлениям, и наиболее одаренные дети справляются с этим заданием более успешно. Анализируя на уроке предложенный текст, учитель рекомендует провести его анализ, обращая внимание на средства экспрессии, придающие наибольшую выразительность и эмоциональность предложениям. Также предлагается написание сочинений – миниатюр, носящих и описательный, и философский характер: «Дуб в романе «Война и мир»: связь с природой, с духовным миром человека, с автором?» Поощряется умение сформулировать собственное мнение на поставленный вопрос, оценивается знание фактического материала, способность вычленить главное, продемонстрировать использование различных синтаксических конструкций. При подготовке к сдаче ЕГЭ учитель особое внимание уделяет работе с текстом: одаренные дети готовят сообщения, в которых сопоставляют различные произведения, указывая схожесть или различия сюжетов, явлений, характеров персонажей. Такая деятельность позволяет развивать логику, мышление, речь. Работу следует начинать с пятого класса на уроках развития речи, предлагая следующие темы: «За окном холодный ветер», «Страна глаголов», «Книга – мой друг и советчик», «Куй железо, пока горячо», «Зимний вечер», «Жизнь без цели – как лодка без руля» (индийская народная мудрость). Учитель может дать образец написания сочинения, предложить самим выбрать темы, устроить конкурс сочинений.
Организация учебной деятельности с одаренными детьми всегда приносит желаемые результаты: это участие в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, также повышается уровень грамотности, развивается речь, что, несомненно, способствует использованию школьниками своих возможностей, талантов в полной мере.
Список использованных источников
Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение/ Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 176 с.
2.Шадриков, В.Д. Личностно ориентированное обучение// Педагогика. – 1994. - №5. – с. 23 - 27.
Кондаков А.М., Кузнецов А.А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. 2008. №8. С. 9-28.