СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формы и приемы работы с одаренными учащимися на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обозначены формы и приемы работы с одаренными учащимися на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы и приемы работы с одаренными учащимися на уроках русского языка»





Формы и приемы работы с одаренными учащимися на уроках русско­го языка



Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения – важнейшая задача, стоящая перед учителем. Он должен способствовать развитию личности ребенка, умеющего творчески перерабатывать знания, мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Поэтому педагогу для достижения этих целей необходимо правильно организовывать учебную деятельность – это залог успешного обучения школьников. Нужно тщательно выбирать такие формы и приемы работы с детьми, которые будут способствовать не только успешному усвоению материала, но также развивать их интеллект, умение применять свои знания на практике, в частности, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задания разного уровня повышают деловую активность детей, эффект от такой работы велик: повторение и закрепление пройденного материала происходит намного успешнее. Безусловно, также важны и упражнения с комплексными заданиями. Это способствуют формированию у детей системных зна­ний. При изучении темы «Употребление союзов в простых и сложных предложениях» учащим­ся предлагается при списывании упражнения расставить знаки препинания, определить, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Допол­нительные задания учащимся с сильной мотивацией могут быть такого характера: указать грамматическую основу; начертить схему. Включаются в урок и за­дания повышенной трудности, для вы­полнения которых необходимо умение сво­бодно оперировать знаниями, использо­вать их в новых ситуациях, поиск новой информации, также поощряется участие в проектах, позволяющих расширить кругозор, повысить уровень знаний. Это наибо­лее продуктивное направление работы, поэтому мы и сосредоточим на нем ос­новное внимание. Итак, какие же формы и приемы работы помогут его реали­зовать?

Это самостоятельный подбор учащи­мися дидактического материала, ана­логичного упражнению учебника. Например, школьникам предлагается в пословицах из­менить число глагола. Уча­щиеся с сильной мотивацией должны выполнить указанное задание на материале пословиц, кото­рые подбирают самостоя­тельно, - пословицы – синонимы и пословицы – антонимы, создают презентацию по данной теме.

Можно использовать задания, ориентирующие учащих­ся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рас­сматривать те или иные лингвисти­ческие явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.

Особого внимания заслуживают задания исследовательского ха­рактера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением надфункционированием изученных средств языка в речи. В процессе такой работы реализуются межпредметные связи, школьники зна­комятся с изобразительно-выразитель­ными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается инте­рес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.

Поощряется участие в проектах по темам, вызывающим интерес и желание раскрыть «тайны» русского языка, таким как «Интерактивное общение и его влияние на письменную речь учащихся», «Каких учёных-лингвистов мы знаем?», «Заимствованные слова в русском языке», «Зачем нужны паронимы?», «Как возникали фамилии?», «История падежей. Звательный падеж», «История создания рукописей», «Речевой этикет на радио как средство общения ведущего со слушателями», «Отражение языческого мировоззрения славян в языке».

Рассмотрим задания, содействующие формиро­ванию навыка самостоятельного добы­вания учащимися знаний. Цель таких заданий — развивать любознательность, стимулировать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к про­цессу познания. Очень полезна здесь пропедевтическая работа. Например, при изучении наречий учитель искусственно создает ситуацию, когда учащиеся классифицируют наречие как производный предлог. Как же писать этот предлог? Направляя школьников по правильному пути исследования такого явления в русском языке, как «омонимия частей речи», педагог рекомендует справочники, которые помогут найти ответ на поставленный вопрос. На последующих уроках ученики – следопыты рассказывают одноклассникам, каковы результаты исследований, показывают презентации, в которых приводят примеры омонимии различных частей речи: «Навстречу ветру (предлог), идти на встречу с другом (существительное), вышел навстречу (наречие)».

Так же поступает учитель и при встре­че с незнакомыми орфограммами и пунктограммами (при написании диктантов, сочинений, изложений, текстов упражнений). Ответы на вопросы силь­ные ученики ищут самостоятельно, пользуясь учебниками и справочни­ками.

Систематически необходимо использовать задания творческого характера, ведь ученики стре­мятся к творческой деятельности. При наличии соответствующей системы творческих работ можно не только фор­мировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности уча­щихся. Нужно помнить, что этому заданию необходимо уделять самое серьезное внимание: при написании сжатого изложения и сочинения во время сдачи ОГЭ ученики должны продемонстрировать умение находить главную мысль текста, не допускать логических и фактических ошибок, связно отвечать на поставленный вопрос, аргументировать тезис. На уроках русского языка одаренные дети получают дополнительные задания, помогающие решать вышеуказанные задачи: школьники пишут аннотации на статьи в учебнике, на прочитанные книги, составляют резюме на творческие работы одноклассников. Выпускники 11 – х классов готовятся к написанию итогового сочинения (изложения) по пяти направлениям, и наиболее одаренные дети справляются с этим заданием более успешно. Анализируя на уроке предложенный текст, учитель рекомендует провести его анализ, обращая внимание на средства экспрессии, придающие наибольшую выразительность и эмоциональность предложениям. Также предлагается написание сочинений – миниатюр, носящих и описательный, и философский характер: «Дуб в романе «Война и мир»: связь с природой, с духовным миром человека, с автором?» Поощряется умение сформулировать собственное мнение на поставленный вопрос, оценивается знание фактического материала, способность вычленить главное, продемонстрировать использование различных синтаксических конструкций. При подготовке к сдаче ЕГЭ учитель особое внимание уделяет работе с текстом: одаренные дети готовят сообщения, в которых сопоставляют различные произведения, указывая схожесть или различия сюжетов, явлений, характеров персонажей. Такая деятельность позволяет развивать логику, мышление, речь. Работу следует начинать с пятого класса на уроках развития речи, предлагая следующие темы: «За окном холодный ветер», «Страна глаголов», «Книга – мой друг и советчик», «Куй железо, пока горячо», «Зимний вечер», «Жизнь без цели – как лодка без руля» (индийская народная мудрость). Учитель может дать образец написания сочинения, предложить самим выбрать темы, устроить конкурс сочинений.

Организация учебной деятельности с одаренными детьми всегда приносит желаемые результаты: это участие в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, также повышается уровень грамотности, развивается речь, что, несомненно, способствует использованию школьниками своих возможностей, талантов в полной мере.

Список использованных источников

  1. Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение/ Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 176 с.

  2. 2.Шадриков, В.Д. Личностно ориентированное обучение// Педагогика. – 1994. - №5. – с. 23 - 27.

  3. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования // Педагогика. 2008. №8. С. 9-28.