СТАТЬЯ «ИГРА»
Гончарова Г.В., воспитатель
МБДОУ детский сад КВ№42 г.Воронеж
Сегодня , как никогда ,широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра .
На значении игры в воспитательном процессе обращали внимание Н.К.Крупская , А.С.Макаренко.
А .С .Макаренко писал : «Есть еще один важный метод –игра . Я думаю ,что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка .В детском возрасте игра – это норма , и ребенок должен всегда играть ,даже когда делает серьезное дело…У ребенка есть страсть к игре , и ее надо удовлетворять .
Надо не только дать ему время поиграть но надо пропитать этой игрой всю его жизнь . Вся его жизнь – это игра «.
Игра имеет важное значение для ребенка она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития .
В игре дети становятся деятельными , радуются , смеются . Игру как ведущий вид деятельности ребенка рассматривали многие отечественные ученые : Л . С . Выготский . Я . Л .Коломинский , Д. Б. Эльконин , А .Н. Леонтьев . Еще К. Д. Ушинский писал об игре :» Для дитя игра – действительность, и действительность гораздо более интересная , чем та которая его окружает… В игре дитя живет …» Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть . В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее . В игре ребенок встречается с различными предметами , знакомится с ними , часто догадывается самостоятельно, что можно с ним делать . Таким образом у него развивается сообразительность .
Общаясь с другими детьми . ребенок учится играть вместе ,помогать или уступать товарищу , делиться игрушками . согласовывать свои действия с действиями другого , развивать свою речь ,приучаться к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности , следовательно , у него воспитываются и волевые качества: настойчивость , выдержка . Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию . В игре происходит становление личности ребенка .
В игре ребенок получает удовольствие , развивается эмоционально . Игра позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждать целую гамму чувств. С возрастом у ребенка появляются игры , в которых он отображает более сложные впечатления, полученные на прогулке, в семье и на занятиях с воспитательнице
В своих играх он начинает подражать матери, врачу, шоферу, парикмахеру, сначала не перевоплощаясь в них , а лишь копируя отдельные действия ; так, например, ребенок стирает, ставит кукле или мишке градусник, надевает салфетку и стрижет волосы ,вертит руль у машины и т. д.
В игре ребенок испытывает потребность в достижении успеха и понимает , что успех во многом зависит от старания .Следует помнить , что для ребенка более важен сам процесс игры , чем ее результат . Лишь старшие дошкольники готовы к играм – соревнованиям , к состязательности .
Таким образом , игра важна для нравственного , умственного и физического воспитания детей .
Игра для ребенка – сама жизнь, поэтому она должна пронизывать все деятельности в детском саду. Дидактические игры включаются в занятия и совместную деятельность педагога с детьми, подвижные игры проводятся на физкультурных занятиях и в свободное время, сюжетно- ролевые и театрализованные игры организуются, как правило, во второй половине дня. Особое место занимают игры с детьми на прогулке. Используйте песо, глину, воду, листья, желуди, камни, снег и лед для организации развивающих игр. А для сюрпризных моментов попробуй те приспособить кусты и деревья, которые растут на территории детского сада, песочницы, клумбы. Играйте с мячом , обручами, скакалками, формочками и совочками, различными сосудами. Летом выносите на прогулку магнитную доску и наборное полотно.
Все занятия с детьми дошкольного возраста проводятся в игровой форме, поэтому игра –это форма жизни для детей. На прогулке педагог организовывает с детьми самые разные игры влияя на сознание, волю, поведение, чувства.
В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего среднего дошкольного возраста воспитатель активно играет сам , что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения .Малышам особенно интересны сюжетные игры, игры с предметами, подвижные игры.