СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование интерактивных упражнений в развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей образовательной организации является воспитание социально-активной, самостоятельной, творческой личности, способной эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям. В этой связи актуализируется проблема формирования у школьников универсальных социально-личностных компетенций, которые бы обеспечивали более продуктивное решение различных проблем в жизни и будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование интерактивных упражнений в развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"»

Использование интерактивных упражнений в развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.


Важнейшей задачей образовательной организации является воспитание социально-активной, самостоятельной, творческой личности, способной эффективно адаптироваться к социально-экономическим изменениям. В этой связи актуализируется проблема формирования у школьников универсальных социально-личностных компетенций, которые бы обеспечивали более продуктивное решение различных проблем в жизни и будущей профессии.

Современное общество ждет от школы находчивых, инициативных, эрудированных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ. Однако практика работы в школе свидетельствует о снижении интереса учащихся к обучению, в частности к изучению математики.

Воспитание у обучающихся устойчивых познавательных интересов, их развитие всегда были актуальной проблемой, формирование активной творческой личности, ее самостоятельности является главным направлением современной педагогики и в области дидактики, и при решении коренных вопросов нравственного формирования личности школьников.

Изучение научных источников показало, что проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания и поднималась многими учеными и практиками. Сегодня в связи с реформированием содержания образования, форм и методов обучения она приобретает еще больший вес. Проблеме познавательных интересов, способов и методов активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В Давыдова, АА.К. Марковой, А.М. Матюшкина, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина.

Современный школьный курс математики имеет большие развивающие возможности для развития познавательного интереса обучающихся благодаря своей целостности и логической строгости. Математика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Она призвана воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.

Для того, чтобы ученики начальной школы осознали важные математические идеи, положенные в его основу, надо подобрать такие методы и формы обучения, чтобы материал подавался на доступном для них уровне.

Особенности использования различных заданий в процессе усвоения учениками математики описывали М. Богданович, М.И. Кудинова, А.А. Медведева, Е.И. Бодунова, Т.Е. Рыманова, И.П. Коробова, Е.В. Провоторова, Н.В. Пивоварова, В.Н. Жданова, Е.В. Иващенко, К.В. Розина, Е.Е. Емельянова и др.

Цель статьи – раскрыть возможности развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

В современной науке не существует единого определения «познавательный интерес». Понятие «познавательный интерес» ученые трактуют по-разному, однако в некоторых определениях прослеживаются общие черты, характеризующие это понятие: как побуждение к деятельности, мотивация деятельности; как интерес, вызывающий желание познать то, что неизвестно ученику; как потребность в расширении знаний, обогащении ума; как особая избирательная направленность личности на процесс познания. В рамках данной статьи под познавательным интересом понимается эмоционально осознанная, избирательная направленность личности, обращенная к предмету и деятельности, связанной с ней, сопровождающаяся внутренним удовлетворением от результатов этой деятельности. Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов, основным элементом которых является волевое усилие. Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.

В начальной школе математика занимает одно из центральных мест, изучается с 1 по 11 класс и является фундаментом для дальнейшего обучения школьника, поскольку обеспечивает базовые знания и умения, а также формирование интеллектуальных навыков высокого уровня - умение обдумывать конкретную ситуацию, находить способы решения, устанавливать взаимосвязи, сравнивать, обобщать, формулировать выводы и тому подобное.

Следует отметить, что система математической подготовки школьников общеобразовательных учреждений сегодня претерпевает изменения – происходит дифференциация содержания дисциплины, перестройка последовательности изучения материала, появление новых методик, использование новейших технологий и тому подобное.

Указанные изменения касаются и начального образования. На сегодняшний день можно проследить тенденцию снижения интереса учащихся начальной школы к обучению и, в частности, к изучению математики. Это ориентирует внимание педагогического сообщества к нахождению путей совершенствования содержания начального математического образования ввиду реалий современной жизни.

Одним из перспективных направлений развития современного начального образования исследователи считают использование игровых и информационно-коммуникационных технологий, которые, с одной стороны, является мощным инструментом овладения школьниками самой разнообразной информации, с другой - эффективным средством повышения интереса к обучению, а также мотивации, наглядности, научности.

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения математики открывает целый ряд возможностей для разностороннего, нетрадиционного, наглядного осмысления учащимися предметного материала, указывают такие ученые, как Т. Запорожченко, Н. Ковалева, Л. Кравченко, А. Лапша, Н. Рудницкая, С. Стрелец, Н. Синица С. Тушак, С. Шумигай и другие. Применение разнообразных заданий на уроках математики предоставляет возможности активизировать познавательные интересы учащихся во время изучения и закрепления нового материала, повысить мотивацию учебной деятельности, организовать самостоятельную работу школьников [2].

В этой связи, важным является поиск путей к сохранению любопытства младшего школьника к изучению математики на каждом учебном этапе, а также закладывание базы для дальнейшей его успеваемости в познании нового.

С целью формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики современная дидактика рекомендует обогащать традиционные методы обучения такими способами и приемами, которые бы способствовали формированию мотивации обучения, обеспечению высокого уровня активности, созданию условий для самостоятельного приобретения учащимися знаний, умений и навыков. Современным методом обучения и воспитания, который способствует оптимизации и активизации учебного процесса и позволяет показать интересные и увлекательные грани математики является дидактическая игра.

В начальных классах закладывается основа для формирования понятия о числе, вырабатываются умения считать, сопоставлять число с объектами счета, формируются представления о последовательности натуральных чисел.

Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку вынуждает работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Использование интерактива снимает нервное напряжение, дает возможность менять формы деятельности, переключать свое внимание на основные вопросы.

Активизировать учеников помогает такая форма работы, как «мозговой штурм». Дети не боятся высказываться, именно эту форму работы необходимо использовать для обобщения изученного материала, для активизации опорных знаний при подготовке к изучению новой темы.

Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, требующих применения коллективной мысли: обсуждения, дискуссии. Если затраченные усилия не принесли желаемого результата, стоит вернуться к этому вопросу еще, или выбрать другую технологию.

По нашему мнению, в современное время процесс математического развития детей будет наиболее эффективным, если в он будет осуществляться с помощью оптимального сочетания дидактических игр, нетрадиционных методов и занятий, проектной деятельности, ИКТ и мультимидийных технологий. Современное математическое развитие невозможено без информационно-деятельностной формы, обладающей соответствующим содержанием. Ребенок может интеллектуально развиваться, но актуали­зация его имеющегося интеллектуального потенциала будет за­висеть от внимания со стороны родителей, педагогической кон­цепции ДОУ, профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей, а также игровой предметно-развивающей среды, окружающей ребенка. А ребен­ка третьего тысячелетия в большей степени окружают вирту­альные плоскости экранов – телевизионного и видеоэкрана, экранов ipad и ifon, сотового телефона и экрана компьютера.

Убеждаясь в необра­тимости процесса информатизации общества, и детского в том числе, мы считаем не столько возможным разумное, элементное использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и в системе дошкольного образования как одном из сегментов образования, сколько необходимым элементом, формирования информационно-коммуникационной культуры детей. Потому что сложно в полной мере осу­ществлять образовательный и воспитательный процессы, если при этом не учитывать современной действительности и дости­жений в области науки и техники. Такие современные техниче­ские средства и источники информации, как фрагменты видео­записей, телепередач, слайд-шоу, компьютерных презентаций, мультимедийных приложений и программ, посредством своих технических характеристик, определенного динамизма позво­ляют поддерживать познавательный интерес ребенка, ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой менталь­ный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обуче­нии, поиске знаний и решении проблемных задач. Более того, ИКТ обеспечивают возможность одновременной интеграции ис­пользования и восприятия графической и аудиовизуальной ин­формации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно иначе отобразить в образовательном процессе.


Список литературы


  1. Жданова, В.Н. Нестандартные уроки математики как средство повышения познавательного интереса / В.Н. Жданова, Е.В. Иващенко // В сборнике: Прикладные вопросы точных наук. – 2018. – С. 290-293.

  2. Коваленко, О.В. Развитие у младших школьников познавательного интереса к математике средствами занимательного материала / О.В.Коваленко // В сборнике: Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. – 2021. – С. 133-140.

  3. Коробова, И.П. К вопросу о формировании познавательного интереса к математике / И.П. Коробова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2018. – № 1 (13). – С. 39-41.

  4. Крайнева, С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников посредством системы смешанных заданий по математике / С.В. Крайнева // В сборнике: Современное образование и педагогическое наследие академика А. В. Усовой. – 2021. – С. 205-214.

  5. Кудинова, М.И. Занимательный материал как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики / М.И. Кудинова, А. А. Медведева // Тенеденции и перспективы развития науки XXI века : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2016. – С. 211-214.

  6. Левченко Н.В. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики / Н.В. Левченко, Т.Ю. Спехова // Интернаука. – 2021. – № 31-1 (207). – С. 54-56.

  7. Магомеддибирова, З.А. Некоторые пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников к математике / З.А.Магомеддибирова, П.А. Расулова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2020. – № 6. – С. 61-66.

  8. Нагавицына, Е. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики в процессе игровой деятельности / Е. Нагавицына // Студенческий. – 2020. – № 35-1 (121). – С. 91-93.

  9. Провоторова, Е.В. Познавательный интерес учащихся в процессе обучения математике / Е.В. Провоторова, Н.В. Пивоварова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-3 (38). – С. 101-102.

  10. Рославцева, Л.А. Развитие познавательного интереса у школьников при изучении математики / Л.А. Рославцева // В сборнике: Эвристика и дидактика математики. – 2018. – С. 80-81.

9