СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологий личностно–ориентированного обучения для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы при исправительных колониях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование, даже в самых сложных условиях, не может игнорировать личность обучающегося. Особенно это касается вечерних школ при исправительных учреждениях, где учащиеся – это люди с особыми биографиями, зачастую с глубокими психологическими травмами, низкой самооценкой и дефицитом веры в себя.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологий личностно–ориентированного обучения для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы при исправительных колониях"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тоншаевская вечерняя (сменная) школа»


Учитель русского языка и литературы

Михеева Светлана Геннадьевна


Использование технологий личностно–ориентированного обучения для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у обучающихся вечерней школы при исправительных колониях

Деятельность - единственный путь к знанию

Б. Шоу

Что такое личностно ориентированная технология


Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка (найдено на spravochnick.ru).

Что относится к личностно ориентированным технологиям

К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, как технологии "полного усвоения знаний", "разноуровнего обучения", "коллективного взаимообучения", "модульного обучения", которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.



Современное образование, даже в самых сложных условиях, не может игнорировать личность обучающегося. Особенно это касается вечерних школ при исправительных учреждениях, где учащиеся – это люди с особыми биографиями, зачастую с глубокими психологическими травмами, низкой самооценкой и дефицитом веры в себя. В этих условиях становится особенно актуальным применение технологий личностно-ориентированного обучения как инструмента пробуждения мотивации, повышения интереса к знаниям и, в конечном итоге, реабилитации личности.

В связи с этим можно определить основные задачи деятельности учителя:

1.Восстановить позитивную мотивацию к учебной деятельности.

2.Найти подход к каждому через использование методов индивидуального обучения.

3.Использовать технологии разноуровнего обучения в овладении образовательными программам.

4.Дать обучающимся базовые знания по учебным дисциплинам, заложить и развить навыки, позволяющие добывать знания самостоятельно.


Адаптированные рабочие программы


Работа по адаптации учебных программ для вечерних школ пенитенциарной системы является неотъемлемым шагом на пути приобретения знаний.

Главная задача – предоставление возможности обучающемуся частичного самостоятельного прохождения программы для тех, кто большую часть времени проводит на работе или получает параллельно образование в ПТУ.

Разнородность контингента, обучаемого в школе при исправительных колониях, определяет специфику дидактической парадигмы вечерней школы: её дидактическая система должна обеспечить возможность получения образования нестандартными технологиями и максимально индивидуализированными способами. Исходя из этого, в своей работе для повышения мотивации к своим предметам я использую  следующие технологии личностно-ориентированного обучения:

- технологию проблемного диалога,

- технологию дифференцированного обучения,

- технологию опорных схем - конспектов,

- технологию индивидуализации обучения

Школа при исправительной колонии выполняет не только образовательную, но и важнейшую воспитательную функцию. Она становится своеобразным мостом между прошлым и возможным будущим человека, оказавшегося в изоляции. Именно здесь необходимо особое педагогическое мастерство – умение видеть за внешне агрессивным или замкнутым поведением внутреннюю потребность в признании, уважении и поддержке. Применение личностно-ориентированных технологий позволяет выстроить доверительные отношения между учителем и учеником, делая образовательный процесс не только эффективным, но и гуманным.

Ключевая особенность личностно-ориентированного подхода – это учет индивидуальных особенностей учащегося: уровня его подготовки, мотивации, интересов, темпа усвоения материала, а также эмоционального состояния. Такой подход особенно важен в работе с учащимися исправительных учреждений, многие из которых не только отвыкли от учебы, но и изначально имели негативный школьный опыт. В этих условиях урок русского языка или литературы может стать тем «окном», через которое человек вновь открывает мир знаний, смысла, нравственности и человечности.

На практике личностно-ориентированное обучение реализуется через целый спектр технологий: проблемный диалог, дифференцированное и разноуровневое обучение, работу с опорными схемами, индивидуальные и микрогрупповые формы организации учебного процесса. Например, при изучении литературных произведений ученики не просто анализируют тексты, а ищут в них жизненные ориентиры, обсуждают нравственные дилеммы, сопоставляют поступки героев с реальностью. Так, темы сочинений и дискуссий могут звучать как «Что помогает человеку выжить и остаться Человеком?» (обсуждение фильма «Крик тиш8ины»), «Жестокий опыт или путь к обновлению?» (по повести М.Булгакова «Собачье сердце») — они вызывают личностный отклик, стимулируют рефлексию, вовлекают в процесс познания.

Особое внимание уделяется работающим учащимся, которые не могут ежедневно посещать школу и часто берут задания «на дом». Для них специально разработаны информационно-контролирующие карточки, материал изучаемой темы в них представлен так, чтобы они самостоятельно могли вспомнить необходимые знания для изучения нового, выполнить упражнения с самопроверкой, закрепить материал и сделать контрольные задания.  


Важную роль играет работа с учебным материалом в адаптированном виде: задания подбираются с учетом уровня подготовки учащихся, что позволяет каждому испытать успех, пусть даже небольшой. Именно это чувство успеха становится мощным мотиватором дальнейшей работы. Для слабомотивированных обучающихся особенно важна «ситуация успеха», когда даже несложное, но выполненное правильно задание получает одобрение и признание. Такой опыт порождает веру в свои силы.

Разноуровневые задания и дифференцированный подход позволяют учитывать неравномерный уровень подготовки: кто-то давно не учился, кто-то плохо читает, кто-то уже имеет базовое образование, но не уверен в себе. Для этого разрабатываются карточки с заданиями разной сложности, используются схемы-алгоритмы, творческие упражнения, где ученик может выбрать наиболее близкую ему форму выражения; используются опорные конспекты с последующим тестированием по изученной теме. Всё это способствует постепенному формированию положительной учебной мотивации. Важной частью мотивации является поощрение по итогам учебной четверти в качестве благодарности, получения дополнительной посылки или свидания.

Не менее важной частью образовательного процесса является внеурочная деятельность. Работа над стенгазетами, участие в выпуске «Школьного вестника» и тематических конкурсах, литературные вечера, обсуждение фильмов и книг – всё это расширяет горизонты, развивает творческий потенциал, способствует формированию чувства сопричастности к культурной жизни. Именно через внеурочные мероприятия многие учащиеся впервые получают опыт работы в команде, принятия коллективного решения, проявления инициативы.

Литература и язык – это не только и не просто тексты, грамматика и орфография, но и средство нравственного воспитания. Уроки русского языка и литературы позволяют говорить о доброте, сострадании, ответственности, смысле жизни. Через анализ литературных произведений, рассуждения, эссе, дебаты учащиеся учатся формулировать и отстаивать свою позицию, уважать чужую точку зрения, вести диалог. Эти навыки критически важны для будущей ресоциализации.

Технологии личностно-ориентированного обучения включают в себя и использование ИКТ: презентации, мультимедийные материалы, электронные карточки. Современный визуальный ряд, аудиовосприятие, возможность интерактивного взаимодействия – всё это оживляет урок, делает его ближе к реальности, интереснее. Особенно важна здесь функция учителя – быть наставником, фасилитатором, который не только передает знания, но и помогает учащемуся обрести внутреннюю мотивацию к обучению, к самосовершенствованию.

Таким образом, использование личностно-ориентированных технологий в обучении учащихся вечерних школ при исправительных учреждениях – это не просто педагогический прием, а мощный воспитательный инструмент. Он позволяет формировать у человека уважение к себе и другим, развивать умение мыслить, выражать себя, действовать в соответствии с нормами нравственности и закона. Главное, что может дать школа в таких условиях – это шанс. Шанс стать другим, почувствовать свою значимость и, возможно, впервые по-настоящему поверить в себя. Именно через этот путь – через образование, через личностный рост – открываются двери к будущему, в котором человек сможет жить достойно, вне стен колонии, как полноценный, ответственный член общества.