Л. Е. Николаева
Учитель биологии
МБОУ «Савинская школа»,
п. Савинский Плесецкого района
«Исследовательская деятельность –
как форма работы с детьми с ОВЗ»
«У каждого ребенка внутри есть свободное место,
и если мы не заполним его чем-то увлекательным,
интересным и полезным для него, он сам заполнит
его чем-то увлекательным, интересным и,
возможно, вредным»
Теодор Рузвельт
Формирование открытого демократического общества в России, вхождение в мировое социокультурное пространство, признание приоритета прав и свобод личности обусловили переосмысление отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, привели к осознанию необходимости их более широкого включения в различные сферы жизни, важнейшей из которых является образование.
В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, на развитие инклюзивного образования.
Формирование и развитие социального потенциала детей с ОВЗ, их активное участие в жизни общества – вот одна из ведущих задач, стоящая перед образованием.[ 3, с.15]
Особое место среди школьников с нарушением развития занимает задержка психического развития. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. Специфические особенности социализации детей с диагнозом ЗПР, позволяют включить данную категорию в так называемую группу риска. Поэтому, проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, овладение коммуникативными умениями и навыками, приобретает особую значимость.[4, с. 72]
Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться не изолированных коррекционных учреждений, а в общеобразовательных школах. Один из классов, в которых я работаю, является классом педагогической поддержки. Слова коррекция, компенсирующее обучение не зря используются в работе с этими детьми, ведь задержка психического развития в значительной мере связана с социальными факторами и зачастую временна и даже имеет место тенденция в сторону полной реабилитации. Темп и качество реабилитации во многом зависят от внешних факторов, в частности от влияния общества, людей, которые их окружают. А как известно, развитие ребенка осуществляется в деятельности, через активное участие. В ней растущий человек проходит путь к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Это относится и к детям с диагнозом ЗПР. [ 2,с.29]
В практике своей работы учителем биологии уже давно использую проектную деятельность. Вместе с учениками выполняем проекты: исследовательские, творческие, информационные. [1,с.32] В основном это касалось детей одаренных, мотивированных. А вот писать исследовательские работы с детьми из коррекционного класса (ЗПР) начала всего два года. К этому меня побудило решение принять участие в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для учащихся с ОВЗ. Решила попробовать. Начала с выбора темы исследования. Она должна быть интересной, а само исследование посильным для выполнения. Детям с ОВЗ трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, однако в процессе проектной деятельности при решении продуктивной задачи, проблемной ситуации они могут достаточно долго оставаться вовлечёнными в эту деятельность и соответственно быть заинтересованными а это поможет поддерживать мотивацию обучающихся на достаточно высоком уровне. В итоге, остановилась на двух темах: «Влияние СВЧ волн на прорастание семян фасоли» и «Исследование воды из разных природных источников с помощью органолептического метода». Предложила выполнить исследовательские работы двум ученикам класса, которые на уроках были более активны, самостоятельны и проявляли интерес к предмету. Приступили к работе. Конечно, были определенные трудности. Анализировать полученные результаты, делать выводы было для них сложно, ведь у них довольно низкий уровень практических обобщений. Недостаточность развития регуляции действий вызывало затруднения в постановке цели и задач.[2 , с.13-15] Зато экспериментальную часть они выполняли с большой ответственностью: сами закладывали опыты, проводили наблюдения, исследования, оформляли результаты. А уж потом вместе писали, оформляли работу, учили и учились выступать, учились преодолевать отставание в развитии контекстной речи. И я радовалась за них, когда видела ,как они справляются с трудностями. Приятно было наблюдать, что наша совместная работа была для них островком радости, да и для меня тоже. Они приходили со светлыми лицами, а уходили с огоньком в глазах. На протяжении всей совместной деятельности для детей важна положительная оценка-поощрение, похвала и педагогическая поддержка – «ты сможешь», «у тебя получится». И вот, первые работы написаны, мы заняли II и III место в региональном конкурсе. Ситуация успеха повысила собственную самооценку учеников. А как известно, у таких детей она сильно занижена. Мы решили продолжить выполнять исследовательские работы, теперь уже вместе подбирали темы для исследований. И вновь приняли участие в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для детей с ОВЗ. Работа
«Простейшие способы очистки воды из природных источников в походных условиях» заняла I место, а работа «Орхидеи окрестностей поселка Савинский» - II место.[1, с.35-38]
В результате нашей совместной деятельности, ученики приобрели новые умения и навыки, самостоятельность. И пусть их было только двое, но я рада их первым шагам к социализации. Главное - верить , понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами , вовремя поддержать готовность учеников к социальной деятельности, саморазвитию и самоопределению. А впереди новые исследования.
Список информационных источников:
Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5.
Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971 .
Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М.,1994.
Сиротюк А.Л. «Коррекция обучения и развития школьников». Москва 2009г.