СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Коррекционная работа с учащимися с РАС в условиях образовательного учреждения ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен для работников специальных коррекционных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Коррекционная работа с учащимися с РАС в условиях образовательного учреждения ».»

Мы просто другие,

Мы живём на другой глубине.

Мы просто такие.

Неизвестно по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять.

Эти слова стали неофициальным гимном всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы, среди детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранения 1 из 160 детей, рождающихся на планете- это ребёнок с РАС. К сожалению, эту тенденцию мы можем наблюдать и в нашей коррекционной школе.

Таким образом мы видим, что в нашей школе количество детей-инвалидов растёт из года в год и увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра. Я знаю, что учителям-дефектологам и учителям надомного обучения всё чаще приходится работать с такими детьми, поэтому тему своего выступления считаю актуальной, не только для себя, но и для многих из вас.

Проблема обучения и развития детей –инвалидов с РАС в том числе, в обществе становится всё более актуальной и из-за отсутствия во многих городах специальных реабилитационных центров, и из-за недостаточного количества специальных обучающих программ, и из-за нехватки специалистов занимающихся обучением данной категории детей.

Зачастую, поступление таких детей в образовательную организацию связанно с массой трудностей, как для самих детей, так и для их семей и педагогов. Уже с первого дня в школе такой ребенок демонстрирует аутистические реакции, эмоциональные расстройства, проблемы в обучении, общении, а нам, педагогам, порой не хватает знаний, как наиболее эффективно построить работу с такими детьми. Перед нами стоит ряд вопросов, которые мы должны решить: как адаптировать «особого» ребенка, научить его учиться, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса (учителем, логопедом, психологом ) и многое другое. С чего же начать и как наиболее эффективно построить образовательный процесс?

Во-первых, нужно понять, а что такое АУТИЗМ?

Аутизм- тяжёлое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражений эмоций, неадекватным реагированием и дефицитом социального взаимодействия.

Не всегда даже специалисты могут правильно диагностировать у ребёнка РАС, поэтому важно знать основные симптомы детского аутизма:

  • дефектная речь или отсутствие разговорной речи;

  • нарушение интеллектуального развития;

  • трудность коммуникации ( нарушение взаимодействия с окружающими людьми);

  • нарушения в эмоциональной сфере;

  • отклонения в поведении.

С одной стороны, дети с РАС медлительны, неуклюжи, движения их

дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно

забраться на парту или шкаф, «взлететь» на подоконник. 


В эмоциональном плане они, как правило, холодны и равнодушны, но порой бывают жестоки, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Серьезной проблемой воспитания и обучения ребёнка с РАС является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых. 

Все дети, имеющие расстройства аутистического спектра, очень разные. РАС могут проявляться в 4 формах:

  1. полная отрешённость от происходящего;

  2. активное отвержение всех и всего;

  3. захваченность аутистическими интересами, полная погружённость в то, что ребёнок делает;

  4. трудность в организации общения и взаимодействия с окружающими.

Несмотря на такие серьёзные отклонения в развитии, важно помнить, что аутичные дети очень нуждаются в обучении.

Чтобы правильно спланировать работу с ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра и , самое главное, чтобы эта работа была результативной, важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип комплексного воздействия

Коррекционная работа с ребёнком с РАС будет более успешной, если её проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, дефектологом и родителями.

Важно: работа специалистов и родителей должна проводиться по одной программе.

  1. Принцип систематичности.

  2. Принцип наглядности.

  3. Принцип простоты задания при многократном и длительном повторении с одновременным проговариванием.

  4. Принцип дифференцированного подхода.

  5. Принцип «право на ошибку».

  6. Принцип «действия в зоне интересов ребёнка».

  7. Принцип игровой подачи материала.

  8. Принцип успешности.

В обучении детей с РАС педагоги используют разные методы и приёмы, но я в работе использую комплексный подход в обучении. Мною разработана серия комплексных занятий, которые включают в себя разные виды деятельности и разные образовательные предметы. Комплексные занятия включают в себя: альтернативную коммуникацию, окружающий мир, изобразительную деятельность, предметно-практическую задания на развитие пассивного словаря, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на координацию движений.

Большинство детей с РАС отличаются высокой психической пресыщаемостью, низкой концентрацией внимания, неусидчивостью, быстрым физическим истощением, поэтому комплексный подход позволяет организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременной смены видов деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива, и должна осуществляться поэтапно.

1 этап:  установление контакта педагога с учеником.

Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с учителем, готов с ним взаимодействовать. На этом этапе определяются средства, способные привлечь внимание ребенка, проводится комплексное обследование обучающегося (его интересы, предпочтения, увлечения и пр.). Длительность этапа: от 1 занятия до 3-4 занятий, в зависимости от психофизического состояния ребёнка.

2 этап: формирование общеучебных навыков.

В классе у ребенка должно быть только его рабочее место. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

Часто аутичные дети не смотрят в глаза. Отводят глаза в сторону, опускают голову. Как замена взгляда «глаза в глаза» вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: « Возьми», « Положи», «Дай». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. Поэтому возможно пищевое подкрепление (печенье, долька яблока, конфета).

3 этап: овладение навыками альтернативной коммуникации (жестовое общение).

Этот этап очень важен для безречевых детей с РАС. На данном этапе проводится работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ». Спонтанное применение жестов детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с учителем и близкими людьми.

4 этап: обучение.

На данном этапе учитель использует различные методы и приёмы для обучения, коррекции и развития ребёнка с РАС .

Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без поддержки со стороны родителей. Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.

Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому необходимо вовлекать родителей в совместные с детьми занятия, тренинги, праздники.

В заключение, хочу отметить, что главное в работе с детьми данной категории– это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!































ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»







Статья



«Коррекционная работа с учащимися с РАС в условиях образовательного учреждения ».











Подготовила:

Калабердина Е.В.









Ставрополь, 2023г.