СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Эффективные методы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках исории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Эффективные методы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках исории"»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В современном школьном образовании особую значимость приобрела проблема духовно- нравственного воспитания обучающихся. На ее актуальность указывают многие нежелательные явления, прежде всего: отсутствие у школьников уважения к людям старшего поколения, утрата ответственности за свои поступки, искажение представлений о добре, дружбе, милосердии, патриотизме. Федеральный государственный стандарт общего образования определяет школе важнейшую функцию - обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

И История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей школьников на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности и обладает широкими возможностями для этого.

На уроках Истории должны решаться следующие задачи:

  • формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

  • воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;

  • привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

  • формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Как же это можно делать?

  • научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.). Здесь главную роль играет мыслительная деятельность и само умение мыслить. Ученик должен определить свою позицию по конкретному вопросу. Например, можно использовать поисковый метод. Когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные вопросы (что есть отрицательного или положительного в изучаемой эпохе, теме, деятельности того или иного исторического деятеля). На уроках необходимо применять методы дискуссии и споров, когда учащимся предлагаются различные пути решения различных проблем. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина (например, по какому пути могло бы пойти развитие государства, если бы не произошло восстание? как бы вы решили данную ситуацию или проблему?)

  • взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории;

  • способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее.

Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав. Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. И тогда уроки истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино, видео и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка.

Учащиеся самостоятельно готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

Постановка проблемного вопроса в начале урока помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся,  сопереживать  и сострадать.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Этот материал особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Особенно приветствуется информация, которую дети получили от прабабушек, прадедушек. Например, рассказ, как они жили в трудные годы Великой Отечественной войны, трудились. Какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.

Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, примеряя на себя исторические роли, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.

Изучаю историю, учащиеся включаются в процесс осмысления различных ценностей.

Какова же роль учителя в этом процессе? Она должна быть побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

С одной стороны, деятельность учителя должна быть направлена на накопление учениками знаний, умений, навыков, с другой стороны, учителю необходимо формировать у учеников отношение к приобретенным знаниям. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.


Учитель может продиагностировать первоначальное отношение к изучаемому факту, событию, человеку, а затем динамику изменений отношения по мере изучения материала.


Можно провести анкетирование.

Вот какого содержание анкеты, которую заполняют в начале учебного года:

  1. Как вы относитесь к изучению истории в школе? Нравятся ли вам уроки истории, что бы вы изменили в их проведении?

  2. Какой период истории вам ближе по духу?

  3. О какой исторической личности или о каком событии вы знаете достаточно много, включая дополнительный материал?

  4. В каких исторических местах вы были? Что на вас произвело впечатление?

  5. Назовите ваши любимые книги по истории Отечества.

  6. Какие вопросы вам хотелось бы рассмотреть подробнее на уроках истории, и в каких дискуссиях вы бы приняли участие?

  7. Ваши пожелания учителю истории.



А вот текст анкеты, заполняемой в конце учебного года:

  1. Какая тема оставила глубокий нравственный след в вашей памяти?

  2. Ценности каких исторических деятелей повлияли на ваше мировоззрение?

  3. Что осталось непонятным в процессе учебной деятельности на уроках истории?

  4. Какая тема не вызвала у вас интереса?

  5. Чему вас научила история?

  6. Ваши пожелания учителю истории.


Готовясь к этому выступлению, я наткнулась на памятку для учителя истории, которую можно использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей.

  1. Задача учителя истории – дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

  2. Задача учителя – любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты ее преподаешь.

  3. Воспитывать историей – значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

  4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

  5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

  6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

  7. Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов, которых ты изучаешь.

  8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

  9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай им возможность поработать над своим нравственным выбором.

  10. Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

  11. Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.


Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.

И учебный предмет "История" имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовывать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима.

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личности учителя, своим примером. Василий Осипович Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.


Желаю нам всем в этом удачи!!!

Спасибо за внимание!!!


5