СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации, от общеучебных умений и навыков к УУД»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации, от общеучебных умений и навыков к УУД»

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда обучались мы с Вами, изменилась и действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения:

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации, от общеучебных умений и навыков к УУД»»


«Что пользы в том,

что ты многое знаешь,

раз ты не умел применять твои знания

к твоим нуждам».

Франческо Петрарка


Выступление на педсовете от 29.12.2015г.:

«ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации, от общеучебных умений и навыков к УУД»

Хамидулина Л.Г.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда обучались мы с Вами, изменилась и действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения:

  • Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

  • Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

  • Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.Совместная деятельность часто оказываются недоступны для учащихся 5 классов, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

  • Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

В современном обществе все понимают, что ученику на уроке недостаточно получать только информацию. Такая пассивная позиция не принесет необходимого результата. Необходимо, чтобы ученик становился активным участником учебной деятельности, принимал её цель, понимал причины, выполнял конкретные операции, добивался результата. Таким образом, чтобы ребенок развивался необходимо организовывать его деятельность. Если ребенок просто рассматривает цифры, буквы, то он никогда не научится читать и выполнять операции с числами.

Итак, какие проблемы возникли при введении ФГОС ООО в МБОУ «Ивановская СОШ» (с моей точки зрения):

1. Методическое сопровождение внедрения ФГОС ООО.

  • нормативное оснащение внедрения ФГОС:

в каждом ОУ (по ФГОС) должна быть программа ОУ на весь период обучения (с 5 по 9 класс), на основе которой педагог-предметник составляет свою рабочую программу для конкретного класса;

  • рабочие программы

не для всех предметов существуют готовые рабочие программы ООО

  • материалы для уроков:

учебники не готовы к стандартам второго поколения, а электронные приложения к учебникам представляют собой, в основном, набор материалов для просмотра, а не интерактив, который требуется по ФГОС; недостаточно дидактических материалов для организации разноуровнего обучения.

  • ИКТ-компетентность, совершенствование и саморазвитие педагога:

необходимо ознакомиться с профессиональным стандартом современного педагога;

профессиональный стандарт разработан для различных профессий, в том числе и для учителя и самосовершенствоваться в соответствии с ним.

  • система оценивания.

по ФГОС предполагается, что на каждого ученика должна быть составлена индивидуальная карта успеваемости.

На входном контроле ученик может допускать 50 ошибок, а на выходном 10, в принципе это 2, но по индивидуальному достижению – это огромная работа педагога. По индивидуальной карте можно определить достижения ученика и проверить действительную работу педагога, так как всё-таки мы работаем не с одарёнными детьми, как хотелось бы.

Возможное решение: ШМО учителей-предметников способствовать изучению и накоплению опыта по данной проблеме, выносить трудные вопросы на обсуждение заседаний ШМО, провести семинары. Попытаться обеспечить условия для поэтапного перехода на новый ФГОС: проанализировать имеющиеся в ОУ условия, способствующие развитию и саморазвитию педагогов и учесть эти результаты при планировании особенно методической работы в школе на 2015-2016 уч.год.

Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала всего педагогического коллектива. 

При организации деятельности по достижению планируемых результатов освоения программы обязательно учитывается то, что в основную школу приходит выпускник начальной школы уже с некоторым набором сложившихся качеств. Система планируемых результатов отражает состав тех умений, которыми овладеют учащиеся к концу основного этапа образования, а именно: метапредметные, предметные и личностные результаты. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают  саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • привести к единому шаблону рабочие программы;

  • сформировать единую информационную базу методических материалов;

  • разработать систему мониторинга сформированности метапредметных знаний,

наиболее подходящая технология в этом случае, на мой взгляд – дистанционная.

Здесь большую роль сыграет определённая мотивация педагогического коллектива.

2. Техническое оснащение ФГОС ООО

поставок оборудования для 5 классов не было

Возможное решение: Обеспечивать материально-техническую поддержку и создавать информационно-развивающую среду при переходе на новый ФГОС (оснащение кабинетов, наличие соответствующих учебно-методических комплектов и т.д.).

3. Здоровьесбережение

  • малоподвижный образ жизни современного школьника:

большую часть времени современный школьник проводит в сидячем положении,в том числе и во время уроков;

  • пример старшеклассников:

  • иногда является совершенно не полезным;

  • физкульминутки:

не всегда они уместны на уроке;

  • водно-питьевой режим:

не у всех обучающихся есть возможность сходить домой и пообедать, после закрытия столовой;

  • проветривание и уборка классного помещения.

Возможное решение:

  • работать над престижем школы;

  • обеспечить обучающихся питьевой водой;

  • уборка помещений техническим персоналом по графику.

4. Внеурочная деятельность

  • недостаточно сформированная методическая и нормативная поддержка педагогов;

  • отсутствие оборудования и помещений;

  • перегрузка обучающихся;

  • дополнительная нагрузка на классного руководителя.

Возможное решение: работа над нормативной документацией внеурочной деятельности, определение её основных положений именно в нашей школе; решение вопроса по оснащению и помещениям; возможность посещать определённый круг внеурочных занятий; внеурочные занятия не должны быть продолжением учебной деятельности; решение вопроса по журналу внеурочной деятельности.

Иногда в рамках внеурочной деятельности ученику даётся больше, чем всеми учителями-предметниками.

5. Психологическая обстановка

  • страх детей и педагогов перед новым

Основная причина, которую чаще всего выделяют педагоги, как антиинновационную – это чувство страха перед отрицательными результатами. И с этим тоже можно согласиться, ведь с введением ФГОС необходимо полностью пересмотреть свои подходы к конструкту урока. И прежде, чем внести какую либо инновацию в образовательный процесс, требуется колоссальная работа, начиная с пересмотра рабочей программы педагога до конкретного урока. А с современными детьми (с основным контингентом, я не говорю об успешных детях, которых катастрофически становится все меньше и меньше) сложно что-то прогнозировать. И добиться положительного результата сразу после введения какой-либо инновации порой бывает очень сложно, поэтому педагоги испытывают чувство страха по этому поводу.

  • проблемные ситуации педагогов

в большинстве проблемных ситуаций педагог представлен самому себе.

Возможное решение: усиление поддержки администрации школы педагогического коллектива; создание ситуации успеха (не только на уроке для обучающихся, но и в педколлективе).

Так вот, проблем с внедрением ФГОС ООО много, все их учесть перед введение невозможно, и нам придётся их решить и намного лучше и быстрее у нас это получиться, если мы будем действовать вместе, в команде, сообща.

Желаю получать удовольствие от своей работы.

«Ребенок не хочет брать готовые знания

и будет избегать того,

кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили