Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе.
Сенчукова П.С.
Студентка КГБПОУ Красноярского педагогического
колледжа №1 им. М. Горького г. Красноярск
Аннотация: курс литературного чтения призван пробудить интерес к чтению. Чтение – это многофункциональный процесс. Грамотное чтение необходимо при работе с информацией большого объема, что обеспечивает успешность учебной деятельности обучающихся. Также чтение играет важную роль в социализации ребёнка. И чтобы овладеть навыком чтения у учителя стоит непростая задача формирования читательских умений на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: читательская грамотность; чтение; понимание текста; читательские умения; читательские действия; навыки работы с текстом
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить художественное слово, разнообразить свой лексикон и пробудить интерес к литературе. Литературное образование реализуется с помощью различных современных общеобразовательных программ. Конец XX, начало XXI века принесли учителю творческую свободу и право выбора программы обучения, учебников, методики. Единая программа традиционной школы оказалась дополненной альтернативными программами по всем предметам. Этот единый процесс обновления системы образования нашел отражение, как в начальном, так и среднем звене. Он был связан с изменением целей и методов обучения, форм организации учебно-воспитательного процесса, принципов взаимодействия учителя и учащихся.
Каждая программа по литературному образованию младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть учащийся при работе с художественным текстом. При этом методисты зачастую не разграничивают общие читательские умения, необходимые для восприятия и понимания любого текста (научного, делового, публицистического и в том числе художественного), и специфические умения, которые нужны для полноценного восприятия художественного текста.
Учитель, в свою очередь, должен создать, обеспечить благоприятные условия для развития основных читательских умений младших школьников. Сформировать овладение обучающимися приёмами понимания текстов, улучшения техники чтения, эффективного и грамотного использования на уроке различные типы и виды чтения. Конечно, учителю необходимо сформировать правильную читательскую деятельность обучающегося. Именно деятельность в целом, а не отдельные действия читателя. Без достаточного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя осуществлять качественно дальнейшее обучение. Поэтому обучающийся должен научиться не только правильно читать по слогам и предложениям, но и должен понимать, что он прочитал, что нового, интересного он для себя извлёк из текста. Зная и понимая это, учитель должен создаёт благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо формировать читательские умения.
Читательская грамотность является одной из главных составляющих функциональной грамотности и определяется как способность человека понимать, оценивать и использовать их, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей всестороннего участия в жизни общества. Основой читательской грамотности являются читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом.
В перечень умений включаются, например: умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение делить текст на части и пересказывать его и т.д. Все это затрудняет как работу педагога -практика, так и процесс формирования квалифицированного читателя в начальной школе [46]. Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.
1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи;
4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5) умение видеть авторскую позицию;
6) умение осваивать идею произведения.
Работа с текстом и его структурой предполагает развитие таких умений, как определение темы и жанра произведения, вид текста и его воспроизведение (пересказ: подробный и краткий, чтение наизусть, выразительное чтение), определение темы, умение анализировать, делить текст произведения на части, озаглавливать их, разбор экспозиции и вычленение главной мысли, а так же анализ и характеристика героев (со ссылкой на текст произведения), работа с иллюстрациями к произведениям, выявление авторской позиции, личностная оценка (по тексту, содержанию, героям), самостоятельная работа с текстом.
Таким образом, методы и приемы, направленные на формирование читательских умений помогают ребенку не только научиться правильно читать, а также прививают интерес к чтению. Деятельность учеников становятся более активной, творческой и самостоятельной, а роль учителя всё более сводится к управлению и контролю этой деятельности обучающихся.
Библиографический список
Посашкова, Е. В. Формирование читательских умений младших школьников: часть 1 [Электронный ресурс] // О детстве. Портал для детей, родителей и педагогов. – URL: https://www.odetstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/127.html (дата обращения: 29.09.2017).
Технология продуктивного чтения. [Электронный ресурс]. [Текст] /Сборник статей. – URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php.