Организация групповой работы как средства формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе ‒ очень актуальная проблема, потому что уровень сформированности этих умений оказывает влияние не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития индивидуальности в общем.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Учителя начальных классов, использующие данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.
Цель настоящего исследования была сформулирована следующим образом: изучение возможностей организации групповой работы как средства формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения.
Для достижения цели нам предстояло решить ряд задач.
В ходе реализации первой задачи мы изучили труды А. Г. Асмолова, Ю. В. Касаткиной, Р. В. Овчаровой, И. А. Гришановой, В.А. Андреева, В. А Тищенко, О. А. Карабановой и выяснили, под универсальными учебными действиями» понимается умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Также мы изучили ФГОС НОО и выяснили, что коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В ходе реализации второй задачи, мы изучили труды Л. В. Гикал, М. М. Битяновой, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман , Л. В. Вохминовой и пришли к выводу, что при организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
В рамках реализации третьей задачи мы рассмотрели педагогический опыт учителей г. Сокола, Р. К. Бакулиной, Е. А. Малышевой, Е. О. Вираниной и Н. В. Смирновой по организации групповой формы работы как средства формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения и выяснили, что в основном учителя используют групповую работу на уроке литературного чтения на этапе усвоения новых знаний и вторичного синтеза, что позволяет познакомить школьников с материалом в интересной для них форме, проанализировать текст, обобщить проведенную по произведению аналитическую работу, попутно научившись взаимодействовать друг с другом, аргументировать свою позицию, договариваться в спорных ситуациях.
В ходе реализации четвертой задачи мы организовали уроки литературного чтения с использованием групповой формы работы как средства формирования коммуникативных УУД у младших школьников (Народная сказка «Хаврошечка», «А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Шарль Перро. «Кот в сапогах», «Волшебные сказки») и провели анкетирование среди учителей начальных классов, целью которого было выявить, используется ли групповая форма работы на уроках литературного чтения, имеет ли влияние групповая работа при формировании коммуникативных УУД у младших школьников по мнению учителей.
И можно сделать вывод о том, что коммуникативные УУД важно развивать у младших школьников и способствует этому групповая работа. Возможности уроков литературного чтения, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов.
Список литературы и источников
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». ‒ Текст: электронный // Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 12.09.2021).
Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Москва: Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 608 с. – Текст: непосредственный.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – Москва: Просвещение, 2015. – 233 с. ‒ Текст: непосредственный.
Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников / И. А. Гришанова. – Москва: Ижевск, 2015. – 200 с. ‒ Текст: непосредственный.
Касаткина, Ю. В. Учим детей общению / Ю. В. Касаткина. – Москва: Ярославль: «Академия развития», 2011. – 163 с. ‒ Текст: непосредственный.
Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2011. – 240 с. ‒ Текст: непосредственный.
Тищенко, В.А. Рефлексия как условие формирования коммуникативных умений школьников / В. А. Тищенко. ‒ Текст: электронный // Педагогические науки. 6. Социальная педагогика. – URL: http://www.rusnauka.com/4._SVMN_2007/Pedagogica/19478.doc.htm (дата обращения: 14.11.2021).