Стрессогенные факторы в работе педагогического работника
Работа педагога является одной из самых стрессовых в современном мире, т.к. постоянно меняются условия работы, взаимоотношения с администрацией, родителями, учащимися, меняются требования ФГОС. Педагог должен быть гибким и иметь стрессоустойчивость, как качество личности.
Для большинства людей стресс стал нормой жизни. В стрессовом состоянии понижается работоспособность, творческая активность, стремление меняться к лучшему, организм человека(как педагога, так и учащегося) перестает реагировать на подлинно опасные ситуации и лишается возможности восстанавливать потраченную энергию.
Учащиеся испытывают стресс так как стремятся быть успешными по всем предметам: пытаются получать отличные оценки и стремиться к спортивным и творческим достижениям. В среднем каждый ученик тратит на образовательную, воспитательную, спортивную деятельность десять-двенадцать часов в сутки – это очень много. Именно в этот момент приходит состояние постоянного стресса, теряется мотивация и интерес и к учебе.
Педагоги также испытывают постоянный стресс: перегрузки на работе, который порой не обоснованы, построение взаимоотношений с учениками и коллегами, основанные на уважении и доверии, проверка тетрадей, прохождение курсов и тестов, заполнение отчетов, дополнительные задачи от администрации.
Работа педагога предполагает умение предотвращать гнев, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния, а также помогать учащимся в такой работе.
Стесс приводит к эмоциональному выгоранию и его перерастание в хронический стресс, который возникает в следствии длительного воздействия неблагоприятных факторов. Могуг возникать психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, хроническая усталость, снижается способность адекватно оценивать ситуацию.
Признаки высокой восприимчивости к стрессу:
• Раздражительность. Стресс накапливаются в теле
• Осадок от конфликта может сохраняться на протяжении дней и даже недель. Многократно прокручивается в голове неприятная ситуация
• Сон поверхностный, с частыми пробуждениями.
• Волнения вызывают заметное ухудшение самочувствия.
Принципы работы со стрессом:
-повышение ценности педагогической работы как в виде похвалы, так и финансово,
-уменьшение перегруженности учителя,
-полноценный отдых,
-психологическая поддержка,
-умение сказать «нет»,
-умение контролировать себя,
- отслеживание и работа с эмоциями,
- конструктивные техники решения конфликтных ситуаций.
Большинство из этих техник применимы и к учащимся, но к ним можно добавить:
-поддержка родителями и психологами,
-умение распределять грамотно время,
-сбалансированное питание и режим дня.
Какие бы пути не выбрал педагог или ученик, важно помнить, что работа со стрессом – это в первую очередь работа самого человека и ответственность за это лежит на каждом из нас.