Статья для районного методического кабинета «Обоснование выбора УМК «Школа 2100…»
МБОУ Лицей №185 (начальная школа).
Начальная школа – это особый, принципиально новый этап жизни ребёнка. Именно в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов, познавательной активности, а главное формирование личности ученика. По данному УМК наша начальная школа работает с 2002г. Мы считаем, что именно образовательная система «Школа 2100..» помогает детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, умеющими постоянно самосовершенствоваться.
За счёт чего это достигается?
В первую очередь, за счёт реализации принципов развивающего обучения. Какие же принципы положены в основу образовательной системы «Школа2100…»
1. Принцип деятельностного подхода предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности.
2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.
3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого содержания по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования, то есть они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.
Во-вторых, учебники образовательной системы «Школа 2100…» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами. Система работы над учебными заданиями ориентирована на индивидуальность ребенка. Этот подход, который характеризует всех авторов данного УМК, основывается на общем для ОС «Школа 2100» принципе минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
В-третьих, это технологии, которыми учитель пользуется на уроках для выращивания функционально грамотной личности. Технология предполагает алгоритм действий на уроке, как учителя, так и учеников, рациональное использование времени урока, приемы и методы работы.
Все предметные УМК «Школа 2100…» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися:
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных общеучебных умений – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора).
Проектная технология, которую отличает направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязных действий, а главное, неповторимость и уникальность полученного продукта. Совместная творческая деятельность при работе над проектами в группе и завершающий этап работы – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
В УМК «Школа 2100..» метапредметный подход уже заложен в основу урока. Именно межпредметный подход позволяет создать у школьников целостное представление об окружающем их мире, природе, обществе. Ребёнку важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон; не только в научно- познавательном, но и в художественном, эмоциональном плане. А это возможно при условии многократного возвращения к изучаемым понятиям на разных уроках, их обогащения, углубления, вычленения важного признака для данного урока. Следовательно, при формировании метапредметных связей за основу может быть взят любой урок в содержании, которого будет включена группа необходимых для изучения понятий, но с привлечением анализа этих понятий с точки зрения других наук. Уроки обучения грамоте проводятся парой – чтение и письмо, они чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этого, в уроки обучения грамоте интегрируются знания из области географии, истории, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Например, в первом классе на уроках обучения грамоте при изучении темы «Составление предложений» мы с ребятами, рассматривая картинки с изображением разных домов и жилищ людей, обращаемся к понятиям из разных областей наук. Или при изучении звука и буквы «А» ребята совершают «путешествие» в Африку, где не только вспоминают знакомых животных, рассматривают их изображения, говорят об их повадках, но и слушают и исполняют песню «Красной шапочки, где эти животные упоминаются. Уроки математики не только содержат знания из области арифметики, алгебры, геометрии, но и окружающего мира, чтения, ИЗО. Например, при формировании представления о числах и цифрах мы затрагиваем области не только алгебры, арифметики , но и истории , географии (как изображались числа с помощью цифр на Руси, в Египте, в Риме), а также изобразительного искусства, технологии (рисуем, лепим, делаем аппликацию).
Русский язык и литературное чтение помимо литературных текстов, изучения правил включают в себя материалы по истории, окружающего мира, географии и т.д. Например, целый раздел в начале 4 класса посвящён истории возникновения детской литературы. Учащиеся совершают увлекательное путешествие в литературно-историческое прошлое, знакомясь не только с первыми авторами нравоучений для юных отроков, но и с их профессиями, увлечениями, предназначением в жизни (справщик Савватий; Симеон Полоцкий, учитель царских детей; Андрей Болотов – не только писатель, но и увлечённый агроном). Очень интересные сведения из истории дают тексты для изложений («Первая газета», «Золотой рубль» и т.д.). А как интересно проходят уроки, где с ребятами изучаются возникновение фамилий или происхождение имён -это целое путешествие в Древний мир Греции, Рима.
Окружающий мир включает в себя сведения по географии, биологии, ботаники, астрономии, физики, экологии, краеведения, ОБЖ. Учащихся знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир.
Межпредметные связи в начальной школе позволяют говорить об интеграции, как стороне процессе развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Именно, интеграция в обучении позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем их мире, природе, обществе, законам развития; помогает посмотреть на изучаемый предмет или явления с разных сторон( научном, познавательном, эмоциональном, художественном плане).
В-четвёртых, учебные задания данного УМК сконструированы с точки зрения развития УУД действий в соответствии с возрастными возможностями детей.
Регулятивные – выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Так, в учебнике 1 класса по математике предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы рядом со значком «?!» на жёлтом поле, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.
А значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3-4 классов в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Обозначенный рамками в конце всех тем во всех без исключения учебниках главный вывод, позволяет проверять и оценивать результат. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания.
Коммуникативные – вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание.
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения учеников в паре или группе.
Задания данного УМК систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель - ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик - ученики);
в) диалог в паре (ученик - ученик).
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения в паре или группе учеников.
Например, в учебнике окружающего мира Учебник 1 класса, ч.1 (с. 29)
Постройте город из кубиков. А теперь давайте поиграем в водителя и штурмана гоночной машины. Штурман мысленно прокладывает маршрут и объясняет водителю, куда он должен ехать.
Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Отличительной чертой всех учебников образовательной системы «Школа 2100» является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.
Такие задания позволяют научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.
Учебник 1 класса, ч.2 (с. 46)
Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков.
Личностные. Так как рассматриваемый курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, то на наших уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Эти нормы общения выстраиваются в соответствии с правилами, отражёнными в дневниках школьника, созданных в рамках нашей Образовательной системы.
Примеры заданий на объяснение своего отношения к миру:
Учебник 1-го класса, ч.2 (с. 72)
На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
Таким образом, мы считаем, что использование в своей работе образовательной системы «Школа 2100..» помогает воспитать грамотную личность, которая способна использовать приобретаемые знания, умения и навыки в течение жизни для решения широкого диапазона задач. А полное методическое обеспечение УМК «Школы 2100» сэкономит время учителя, позволит максимально реализовать образовательные возможности.
Число «2100» имеет для создателей образовательной системы символический смысл, так как в него входит число 21, что означает нынешний век, а два стоящих рядом нуля сливаются в математический знак бесконечности, который символизирует прогресс и движение российского образования на основе педагогики здравого смысла.
3