Р
азвитие функциональной грамотности учащихся в рамках обновления содержания образования через АМО
Проскурникова Ксения Романовна,
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия № 2 отдела образования города Рудного»
Управления образования акимата Костанайской области
Вся образовательная система нашей Республики постепенно переходит на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всём мире стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в "золотой век" исследований и открытий. В соответствии с новой парадигмой 12 - летнего образования перед школой стоит задача воспитания личности творческой, неординарной, функционально - развитой, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях.
Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по - новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой.
Вы прекрасно помните, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями на переменках и во дворе, и как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Открою маленький секрет - сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами.
Возникает вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?
Все мы знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Поэтому для решения этой проблемы нужна совершенно новая технология, новые подходы к обучению.
Я считаю, что именно АМО позволят решить проблему скучного изучения материала и будут развивать функциональную грамотность обучающихся.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Основное значение данной технологии состоит в эффективном управлении педагогическим процессом.
Применение системы АМО содействует достижению комплекса образовательных эффектов - обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Благодаря им уроки, внеклассные занятия, факультативы, проходят интересно, и позволяют сформировать необходимые компетенции у участников образовательного процесса.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:
- учащиеся - активные участники процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Формировать функциональную грамотность необходимо уже в начальных классах. Преподавателю необходимо создавать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Пассивное участие школьника не дает нам никакого результата. В данное время учащиеся просто не понимают, зачем им учиться и где они могут применить знания, которые они получают в школе.
Для того, чтобы ученик стал активным участником образовательного процесса, считаю, что нужно применять АМО на разных этапах урока. Каждый из методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Подробнее я бы хотела остановиться на некоторых АМО которые я изучала и применяла в своей практике.
Активные методы начала урока.
Цель: настроить обучающихся на продуктивную работу.
Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой помогают следующие методы:
«Здороваемся глазами»
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
«Улыбнемся друг другу»
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
«Поздороваемся ладошками!»
Проводится со всем классом. - Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Здоровья (указательный)
Успеха (средний)
Удачи (безымянный)
Во всем (мизинец)
Здравствуй…. (всей ладонью)
Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Цель: выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы: «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад».
Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
«Солнышко и туча»
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод «Фруктовый сад»
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. И прикрепить к соответствующим ветвям. Учитель озвучивает записи. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Активные методы при изучении новой темы
Метод «Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»
Маркировочная таблица ЗУХ
Активные методы организации самостоятельной работы учащихся.
Метод «Синквейн» - это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Метод «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Метод «Парный выход»
Цель: развитие умения подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне.
Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Метод «Занимательные карточки» предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека). На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него. Правила игры. В игре участвует 2-6 человек.
В основу игры положен принцип «Веришь — не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.
Активные методы подведения итогов, рефлексия.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг» и.т.д.
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Учащиеся составляют вопросы используя «Ромашку Блума» или «Кубик Блума».
Прием «Шаг за шагом».
Прием интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Упражнение «Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.
Эти методы помогают грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке.
Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и
для меня. С целью обмена опытом начала создавать сборник АМО.
Проводимая мною работа, позволяет получить результаты качественной подготовки учащихся. Качество обученности на протяжении изучаемой темы остаётся стабильно высоким (89% при 100% успеваемости).
Развивать творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок», «Ақ бота», «Атамекен», «Астра», «КИО олимпиады для учащихся начальных классов», «Эму - Эрудит», и.т.д.
Список использованной литературы (электронные ресурсы)
1. http://www.kazpravda.kz/news/poslanieprezidenta/poslanienarodukazahstana prezidentarespublikikazahstannanazarbaeva/ Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»
2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
3. http://www.moiuniversitet.ru/ образовательный портал «Мой университет» 4. http://www.yourmind.ru/lasta/uprazhneniepismosamomusebe/ проект взгляд» «Твой 5. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов 6. http//www.edu54.ru Вернер П.Г.Применение активных методов на уроках в начальной школе. 7. http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой. 8. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
9. Зарукина Е.В., Н.А.Логинова, М.М.Новик Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. - Санкт-Петербург, 2010.