Просмотр содержимого документа
«Статья "Подготовка к ГИА по русскому языку"»
Работаю учителем русского языка и литературы 15 лет. За это время не один раз готовила учащихся к экзамену по русскому языку, поэтому у меня выработалась своя система подготовки. Решила поделиться своим опытом с коллегами. Может кому-то это пригодиться в работе. Работу по подготовке к ГИА по русскому языку начинаю с 5 класса. Постепенно отрабатываю тестовую часть заданий, вводя в уроки по одному заданию. Например, с первых уроков в 5-м классе вспоминаем и отрабатываем знания грамматической основы предложения. Работа ведётся на каждом уроке. Ребята подчёркивают подлежащее и сказуемое в крылатом выражении, которое записано на доске. Так как на предмет «русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю, то дети быстро привыкают к этой работе, выполняют её быстро, и это не занимает много времени. Начинаю с простых выражений, постепенно усложняя их. Данное задание мы выполняем с 5-классниками весь учебный год. Также в третьей четверти параллельно этому ввожу дополнительное задание – найти в предлагаемом выражении словосочетание и определить его вид. Эта работа проводится до конца учебного года. В четвёртой четверти ребята уже пытаются изменить один вид словосочетания на другой. Помимо этих заданий, естественно, ведётся работа по орфографии и пунктуации. Готовлю задания как на изучаемые орфограммы и пунктограммы, так и на повторение уже изученных правил. Также, начиная с пятого класса, параллельно ведётся работа по изучению и повторению тропов на уроках русского языка и литературы. При изучении поэтических произведений обязательно даётся задание на нахождение тех изобразительно-выразительных средств, которые уже знакомы ребятам. Постепенно ребята привыкают и быстро ориентируются, уже сами находят знакомые им тропы в упражнениях по русскому языку. Также на уроках, при работе с любым текстом, после прочтения дети отвечают на вопросы «О чём текст? Что поняли, прочитав данный текст? Какова главная мысль прочитанного текста?». Это задание позволяет осмыслить текст, понять его суть, отсюда следует, что отрабатывается умение отвечать на вопросы, связанные с пониманием текста. Отработка заданий по лексике, связанных с умением подбирать синонимы к словам, начинается с 5-го класса при изучении темы «Лексика. Фразеология» и продолжается в следующих классах. Таким образом, в курсе уроков русского языка и литературы в 5-6 – х классах учащиеся отрабатывают 8 заданий из тестовой части экзаменационной работы по русскому языку. В 7-9-х классах эти задания лишь повторяются, но так как учащиеся хорошо в них ориентируются и для них это не составляет большого труда, то и времени, соответственно, эта работа занимает немного. Это позволяет мне обратить больше внимание на другие задания. Так, начиная с 7-го класса, при изучении темы «Причастие» и «Деепричастие», начинается отработка заданий, связанных с обособленными определениями и обстоятельствами, которая продолжается до конца 9-го класса. Из опыта работы знаю, что многим ребятам трудно различить причастие и деепричастие. Поэтому на уроках литературы также обращается внимание на эти части речи. Например, предлагается найти причастный или деепричастный оборот в тексте изучаемого произведения и определить его роль. В 8-м классе продолжается работа по всем предыдущим заданиям и добавляется отработка умения находить вводные и вставные слова и конструкции. Таким образом, уже в конце 8-го класса учащиеся уже могут выполнить практически всю тестовую часть экзаменационной работы, исключая лишь материал 9-го класса, то есть задания, связанные с видами сложных предложений и знаков препинания в них. В последний год обучения в среднем звене этот материал изучается и отрабатывается на уроках русского языка, а остальные задания повторяются. Что касается изложения, то эта работа ведется также начиная с 5-го класса и постепенно доводится до тех требований, которые необходимы при написании этой части на экзамене. Подготовка к третьей части экзаменационной работы, то есть к сочинению-рассуждению, начинается тоже с 5-го класса, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На уроках русского языка при планировании обязательно включаю сочинения-рассуждения на различные темы. Сначала ребята высказывают свои мысли в произвольной форме, постепенно задача усложняется и им предлагается не только порассуждать на определённую тему, но и привести собственные примеры, а также подвести итог своим размышлениям, сделать выводы. Конечно, в 5-6-м классах для них это трудно, но потом ребята сами начинают просить подобные задания, им нравится рассуждать и приводить примеры. Также не забываю про это задание и на уроках литературы. При написании сочинений по изученному произведению обязательно одну тему формулирую так, чтобы учащиеся могли порассуждать. Например, уже в 7-8-х классах большинство из них выбирают не просто сочинение, а именно сочинение-рассуждение. И пусть не все примеры у них правильные, но зато ребята понимают, что от них будет требоваться на экзамене и стараются достичь лучшего результата. Первый пробный экзамен я провожу уже в конце 8-го класса. Естественно, туда не включаются задания, которые ещё только будут изучаться и отрабатываться в 9-м классе. Но так как таких заданий всего лишь несколько, то учащиеся практически полностью выполняют экзаменационную работу, что позволяет им уже за год до сдачи оценить свои силы, обратить внимание на то, в чём они испытывают наибольшие затруднения. Считаю, что моя система подготовки к ГИА по русскому языку даёт положительные результаты. Так, в 2016-2017 учебном году мной были подготовлены два 9-х классах с общим количеством учащихся 54 человека. Ни один ребёнок не сдал экзамен по предмету на «2». Думаю, что это лучшее доказательство моей работы за пять лет с этими детьми.