А.А.Короткевич, аспирант БФУ им. И. Канта,
e-mail:[email protected]
Подходы и принципы инклюзивного образования при обучении детей с ОВЗ.
Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы о теоретических и прикладных аспектах развития инклюзивного образования на современном этапе. Выявлена необходимость реконструкции общеобразовательной системы на основе дефектологических принципов коррекционно-педагогического процесса. Автор приходит к выводу, что специальное образование ребенка, интегрированное в общую образовательную среду, основывается на дефектологических принципах, связанных с общедидактическими принципами построения педагогического процесса.
Ключевые слова: инклюзивное образование, специальное образование, дети с ограниченными возможностями (ОВЗ), подходы, принципы, коррекционно-педагогический процесс, коррекция.
Изменение социокультурного контекста специального образования в нашей стране определило приоритетные направления ее модернизации и обусловило переход к практике реализации инклюзивной формы образования. На сегодняшний день жизнеспособность и действенность интеграции детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и общеобразовательную среду зависит от создания так называемой системы инклюзивного образования, опирающейся на достижения предшествующих социально-педагогических систем и их опыт. Инклюзивное образование является альтернативой специальной образовательной системе. Оно предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и обычных детей .
Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия обучения и воспитания в специализированных учреждениях: школах, интернатах.
В то же время каждый ребёнок, вне зависимости от состояния своего здоровья, имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общей образовательной среде ребёнок с нарушениями здоровья сможет усвоить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, получить определенный социальный опыт, расширить социальные контакты, в том числе и со сверстниками, не имеющими ограничения здоровья, то есть социализироваться в обществе.
В этом и заключается идея инклюзивного образования, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
В этом и заключается идея инклюзивного образования, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
На сегодняшний день мы имеем 3 подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ):
1.Дифференцированное (создание коррекционных учреждений 8 видов)
2.Интегрированное (создание коррекционных классов, групп c ОУ)
3.Инклюзивное( образование детей с ОВЗ в обычном ОУ)
Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?
Многие не понимают разницы в терминологии. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) было успешным – именно СРЕДА должна быть изменена.
В чем же заключается особенность именно инклюзивного образования?
Инклюзивное образование:
-работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
-является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
-является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
-признает, что все дети могут учиться.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях основана на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
-индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
-социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
-психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
-индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
-портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
-компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
-повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
-рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
-тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
-адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
-адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
-ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.
Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.[ 9] При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной средыдля детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Цели и основные составляющие инклюзивного образования
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.[1] В систему инклюзивного образования включены учебные заведения дошкольного, основного, среднего, профессионального и высшего образования. Для этого необходимо реализовать техническое оснащение учебных учреждений, а также организовать специальную подготовку педагогов.
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.[5] Инклюзивное образование основано на принципах, которые исключают формирование стереотипов вотношении людей с инвалидностью: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; полноценное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, [6] описываются в Программе коррекционной работы в образовательном учреждении.
Специальные условия для получения образования детьми-инвалидами (детьми с ограниченными возможностями здоровья), закрепленные в нормативно-правовых, регламентирующих и рекомендательных документах, можно условно разделить на несколько групп, определяющих направления работы образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.
Также в основе инклюзивного образования лежит принцип равного отношения ко всем людям. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ. В основе инклюзивного образования лежит принцип равного отношения ко всем людям.
Он полностью исключает дискриминацию детей, которые нуждаются в особых условиях обучения. Как посчитало мировое сообщество, эта система гораздо эффективнее, чем специальное или дополнительное образование детей с ОВЗ. [ 3] Главное условие инклюзивного образования -доступность образования для всех детей, достигаемая путем приспособления учебного заведения к нуждам каждого ребенка.
Это означает, что обычные общеобразовательные школы должны обеспечивать включение всех детей в общую систему образования, учитывая при этом особые потребности отдельных учеников. [ 8]Отсюда следует ,что детям с ОВЗ можно обучаться вместе с другими детьми в одном классе, то есть, для них отдельных групп не существует.
Профессиональные педагоги, обладающие специальными знаниями и настроенные на преодоление любых трудностей, делают образовательное учреждение доступным для детей со специальными потребностями путем создания в нем атмосферы, где ребенок чувствует себя свободно и включен в полноценную социальную жизнь наравне со своими сверстниками.
Принципы отбора содержания в системе специального образования.
1) Основной дефектологический принцип -коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ-взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.
2)Комплексный (клинико-генетический, нейрофизиологический, психологический, педагогический) подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитания.
3) Цензовость образования, обеспечения уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной интеграции и социально-трудовой адаптации в обществе. Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития. Индивидуализация коррекционно-педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей [7].
Коррекционная работа, как и общее образование, также триедина и включает: коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие. Следующее важнейшее положение (принцип), которое кардинально определяет специфику образовательного процесса детей с ОВЗ- взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации первичного дефекта. Это означает, что учебно-воспитательный процесс организуется с коррекционной направленностью, с обязательным выходом на определенный компенсаторный эффект.
Кроме того, коррекционная работа не должна строиться отдельно от образовательного процесса. Ее содержание должно быть связано с содержанием общеобразовательных предметов. Действительно, каждый учебный предмет содержит коррекционный материал (развивает память, мышление, речь и пр.).[4] Поэтому задача педагога – его вычленить. Для этого необходимо проанализировать тему каждого занятия, определить какие виды коррекционной работы можно методически увязать с изучаемым программным материалом.
Цели и содержание коррекционной работы должны реализовываться с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действий по реализации принципа коррекционной направленности обучения, воспитания и развития детей. Большая доля такой работы носит индивидуальный характер. [10] Если педагоги, специалисты которые не знают специфических средств коррекции, методов коррекционного обучения, воспитания и развития, то ни дети с ОВЗ, ни их родители не смогут получить своевременной и адекватной психолого-педагогической поддержки.
Напомним, что коррекция (от лат.исправленный) в коррекционной педагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, развитие инклюзивного образования невозможно на пустом месте. Оно должно опираться на достижения сложившейся в России традиционной системы специального образования. Отечественная система специального образования должна стать фундаментом инклюзивного обучения и воспитания.
Литература:
1) Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
2) Малафеев Н.Н. Особый ребенок–вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого- педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХI веке: учебное пособие. ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007.
3) Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособие /Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина; Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с. – ISBN 5-691-01100-6.
4) Нефедова, Е. Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель, 2011. - №4. – С. 69-71. Дефектология.-2009.-№1-стр.5-19.
5) Спирина, Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб.пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-02023-0
6) Сухих, В. Г. Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.
7) Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: учеб.пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 238 с. – ISBN 978-5-394-01654-7.
8)Шульмин, М. П.Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. - №3. – С. 88-92.
9) Щербакова, Ю. В.Специальная психология: учеб.пособие / Ю. В. Щербакова. – М.: РИОР, 2006. – 80 с. – ISBN 5-9557-0294-6.
10) Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб.пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – 2-е изд., стер. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с. – ISBN 5-7433-1217-6
A. Korotkevich, PhD student, Institute of Education
Immanuel Kant Baltic Federal University
e-mail: [email protected]
Approaches and principles of inclusive education in teaching children with disabilities.
Annotation. In the article the author considers issuesconcerning theoretical and applied aspects of development of inclusive education at the present stage. The necessity of reconstruction of the general educational system on the basis of flaw-correction principles of correctional and pedagogical process is revealed. The author concludes that the special education of the child, integrated into the general educational environment, is based on the flaw-detection principles connected with the generally-didactic principles of the pedagogical process construction.
Key words: inclusive education, special education, children with disabilities, approaches, principles, correctional and pedagogical process, correction.
Change of sociocultural context of special education in our country has defined priority directions of its modernization and has caused transition to practice the realization of inclusive forms of education. To date, the viability and effectiveness of the integration of children with deviations into the socio-cultural and general educational environment depends on the creation of the inclusive education system based on the achievement of previous socio-pedagogical systems and their experience. Inclusive education is an alternative to a special educational system. It involves the co-education of children with special needs and ordinary children.
Children with health problems often find themselves isolated from their healthy peers, the state has created for them a good but special conditions of education are created from them.
At the same time, every child, regardless of his or her health condition, has the right to live in a family and receive quality education in the midst of his or her peers. And it is in the general educational environment that a child with impaired health will be able to learn not only the learning information, but also to feel the fullness and complexity of life in society, to gain some social experience, to expand social contacts, with peers who have no disabilities, i.e. socialization in society.
This is the idea of inclusive education, which is based on an ideology that excludes any discrimination of children, which ensures equal treatment for all people, but creates special conditions for children with special educational needs.
Inclusive education is an education in which all children, in spite of their physical, intellectual and other peculiarities, are included in the general system of education and are taught in general schools together with their peers.
Inclusion means disclosing each pupil with the help of an educational program which is rather complicated, but corresponds to his or her abilities.
This is the idea of inclusive education, which is based on an ideology that excludes any discrimination of children, which ensures equal treatment for all people, but creates special conditions for children with special educational needs.
Inclusion takes into account the needs as well as the special conditions and support necessary for the students and the teachers to succeed.
Today we have 3 approaches in teaching children with disabilities:
1. Differentiated (creation of correctional institutions of 8 types)
2. Integrated (Creation of corrective classes)
3. Inclusive (Education of children with disabilities in a regular educational institution.
HOW does inclusive education differ from integrative education?
Many people do not understand the difference in terminology. It is important to understand why a new concept of INCLUSION was introduced while the term INTEGRATION existed. Inclusion (as opposed to integration) involves not simple spatial placement of a child with features in a general class or group, which is often the case. If this child does not cope with the program-from the point of view of INTEGRATION,it is the problem of the child, and in terms of inclusion-this is the problem of the educational environment. Thus, for the INCLUSION to be successful ,it is the ENVIRONMENT that needs to be changed.
What is the peculiarity of inclusive education?
Inclusive Education:
-works to improve educational structures, systems and methodologies to meet the needs of all children;
-is part of a great strategy to create a society that accepts everyone;
-is a dynamic process that is constantly in development;
-recognizes that all children can learn.
Realization of basic principles of inclusive education of children with disabilities in educational institutions is based on the following informative and organizational approaches, methods, forms:
-Individual educational plan and individual educational program of the pupil-child with disabilities-on development of academic knowledge and life competences;
-Social rehabilitation of a child with disabilities in an educational institution and outside it;
-Psycho-pedagogical support of the child with disabilities in the process of education and socialization;
-Psycho-pedagogical consultation of educational institution;
-Individual psycho-pedagogical map of child development with disabilities;
-Student's portfolio – child with disabilities;
-Competence of the teacher in the field of general education with elements of special education, in the field of social adaptation and rehabilitation;
-Improvement of the qualification of teachers of the general educational institution in the field of inclusive education;
-working programs of educational program development in conditions of inclusive education of children with disabilities in accordance with educational standards;
-tutorial support of a child with special needs in the learning process;
- adaptive educational environment-availability of classrooms and other facilities of the institution (removal of barriers, ensuring the friendliness of the environment of the institution);
- adaptive educational environment-equipping the educational process with assisting tools and technologies (technical means to ensure comfortable and effective access);
- adaptive educational environment-correctional and developing subject environment of learning and socialization;
- consolidation of the student team, development of skills of cooperation, interaction and mutual assistance;
- orientation of the educational system of the institution to the formation and development of tolerant perception and relations of participants in the educational process.
Inclusive education implies a whole complex of serious changes in the whole school system, in values, in the understanding of the role of teachers and parents, in pedagogy (pedagogical process) in general.
The most general and basic condition for the inclusion of a child with disabilities in the social and – in particular – educational space is the creation of a universal barrier – free environment that allows for the full integration of children with disabilities into society.[ 9] at the level of an educational institution, this condition is supplemented by the task of creating an adaptive educational environment for children in pre-school and general educational institutions.
The purpose and meaning of inclusive education of children with disabilities in general education (mass, non – special) institution-is the full development and self-realization of children with certain violations, the development of their general education program (state educational standard), the most important social skills along with their peers, taking into account their individual typological features in cognitive, physical, emotional and volitional development.
Purposes and main components of inclusive education
As a strategic direction for the development of the education system, inclusive education requires the restructuring of education at all levels. The guidelines for the restructuring of the education system towards the inclusion of children with disabilities are set by the basic principles of inclusive education, providing for the realization of equal rights to education and socialization with unequal opportunities.[1] the system of inclusive education includes pre-school, basic, secondary, vocational and higher education institutions. To do this, it is necessary to implement the technical equipment of educational institutions, as well as to organize special training of teachers.
Inclusive education is aimed at ensuring equal access to a particular type of education and creating the necessary conditions for success in education for all children, without exception, regardless of their individual characteristics, previous educational achievements, mother tongue, culture, social and economic status of parents, mental and physical abilities. [5] Inclusive education is based on principles that exclude the formation of stereotypes about people with disabilities: the value of a person does not depend on his abilities and achievements; all people need the support and friendship of their peers; everyone has the right to communicate and to be heard; full education can be provided only in the context of real relationships; for all students, progress can be made in what they can do rather than what they cannot.
Inclusive education implies a whole complex of serious changes in the whole school system, in values, in the understanding of the role of teachers and parents, in pedagogy (pedagogical process) in General.
The main purpose of the educational institution that has embarked on the path of development of inclusive practice is to create special conditions for the development and social adaptation of students with special educational needs and their peers.
The creation of special conditions of education and upbringing, allowing to take into account the special educational needs of children with disabilities through the individualization of the educational process, [6] are described in the program of correctional work in an educational institution.
Special conditions for the education of children with disabilities (children with disabilities), enshrined in the legal, regulatory and Advisory documents, can be divided into several groups that determine the direction of the educational institution that implements inclusive practices.
The most general and basic condition for the inclusion of a child with disabilities in the social and – in particular – educational space is the creation of a universal barrier – free environment that allows for the full integration of children with disabilities into society. At the same time, at the level of an educational institution, this condition is supplemented by the task of creating an adaptive educational environment .
Inclusive education is also based on the principle of equal treatment of all people. Basic principles of inclusive education of children with disabilities. Inclusive education is based on the principle of equal treatment of all people.
It completely excludes discrimination against children who need special educational conditions. According to the world community, this system is much more effective than special or additional education of children with disabilities. [ 3] the Main condition for inclusive education is access to education for all children, achieved by adapting the institution to the needs of each child.
This means that regular general education schools must ensure that all children are included in the general education system, taking into account the special needs of individual pupils. [ 8] it follows That children with disabilities can be taught together with other children in the same class ,that is, for them there are no separate groups.
Professional teachers with special knowledge and set up to overcome any difficulties make the educational institution accessible to children with special needs by creating an atmosphere in which the child feels free and is included in a full social life on an equal basis with their peers.
Principles of content selection in the system of special education.
1) themain principle of special and remedial training, education and development of children with disabilities. Correctional orientation of education, upbringing and development of children with disabilities-the relationship and interdependence of correction of secondary deviations in the development of children and compensation of the defect.
2) acomprehensive (clinical, genetic, neurophysiological, psychological, pedagogical) approach to the diagnosis and implementation of the potential of children with mental and physical disabilities in education and upbringing.
3) censorship of education, ensuring the level of training of children with disabilities for successful integration and social and labor adaptation in society. Differentiation of the educational process of children with developmental disabilities.Individualization of correctional and pedagogical process depending on clinical forms of pathology, structural and functional disorders in the development of children [7].
Correctional work, as well as general education, is also a Trinity and includes: correctional education, correctional education, correctional development. The next most important provision (principle), which radically determines the specifics of the educational process of children with disabilities - the relationship and interdependence of the correction of secondary deviations in the development of children and compensation of the primary defect. This means that the educational process is organized with a correctional orientation, with the obligatory access to a certain compensatory effect.
In addition, correctional work should not be built separately from the educational process. Its content should be related to the content of general subjects. Indeed, each subject contains correctional material (develops memory, thinking, speech, etc.).[4] Therefore, the task of the teacher is to isolate him. To do this, it is necessary to analyze the theme of each lesson, to determine what types of correctional work can be methodically linked to the study program material.
The goals and content of correctional work should be implemented by means of correction, methods and organizational forms, they are the basis of the entire system of actions to implement the principle of correctional orientation of education, upbringing and development of children. A large proportion of this work is individual. [10] if teachers, specialists who do not know the specific means of correction, methods of correctional training, education and development, neither children with disabilities, nor their parents will not be able to receive timely and adequate psychological and pedagogical support.
Recall that the correction (from lat. corrected) in correctional pedagogy is defined as a system of pedagogical measures aimed at overcoming the shortcomings of mental and physical development of people with special educational needs.
Thus, the development of inclusive education is impossible from scratch. It should be based on the achievements of Russia's traditional system of special education. The national system of special education should become the foundation of inclusive education.
Sources:
1) Basilova T. A., Alexandrova N. Ah. How to help a child with a complex developmental disorder: a benefit for parents. - Moscow: Education, 2008. - 111 p.
2) Malafeev N. N. A special child-yesterday, today, tomorrow. Education and psychological and pedagogical assistance to children with disabilities in the XXI century: textbook. GNU "Institute of correctional pedagogy", 2007.
3) Mastukova, E. M. Family education of children with deviations in development: proc. aid /E. M. Mastukova, A. G. Moskvina; ed. by V. I. Seliverstov. – M.: VLADOS, 2003. - 408 p. - ISBN 5-691-01100-6.
4) Nefedova, E. the Way to the country "Inclusion" / E. Nefedova / / Teacher, 2011. - №4. – Pp. 69-71. Defectology.-2009.- №1-p. 5-19.
5) Spirina, N. P. Preparation of children with disabilities to school: studies. aid / N. P. Spirina, L. Y. Alexandrov. - M.: Vlados, 2014. - 96 p. – ISBN 978-5-691-02023-0.
6) Sukhoi, V. G. Special needs of families with disabled children (according to the results of monitoring in the Krasnoyarsk region) / V. G. Sukhoi, S. V. Chekhov // Sociological research, 2011. - №2. - P. 140-143.
7) Kholostova, E. I. Social work with disabled people: studies. allowance / E. I. Kholostova. - 3rd ed., Rev. and DOP. - M.: Dashkov and Kº, 2013. - 238 p. - ISBN 978-5-394-01654-7.
8) Shulmin, M. p. Problem solution of social and psychological support of students with disabilities in the process of their professional education / M. P. Shulmin // Defectology, 2010. - №3. - P. 88-92.
9) Shcherbakov, Y. V. Special psychology: textbook. manual / Yu. V. Shcherbakova. – M.: RIOR, 2006. - 80 p. - ISBN 5-9557-0294-6.
10) Yarskaya-Smirnova, E. R. Social work with disabled people: studies. the allowance / E. R. Yarskaya-Smirnova, E. K. Naberushkina. - 2nd ed., erased. – SPb.: Peter, 2004. - 316 p – - ISBN 5-7433-1217-6 –