Просмотр содержимого документа
«Статья "Поисковые задачи на уроках русского языка"»
Поисковые задачи на уроках русского языка
На уроках русского языка возникают различные ситуации, вызывающие у учащихся затруднения в процессе овладения языком. Преодолеть возникающие трудности могут предложенные учителем поисковые задачи.
Приведем примеры таких ситуаций и возможных поисковых задач.
Употребление предлогов в ряде случаев связано с затруднениями. Так, учащиеся иногда неуместно используют предлоги в течение, в продолжение, вследствие. Такие ошибки часто возникают в сочинениях. Предупреждая их, учитель предлагает поисковые задачи.
- В газетной статье вы можете встретить фразу: «В течение вечера играл духовой оркестр». А как вы расскажете об этом товарищу?
- «Вследствие засухи посевы необходимо было поливать, и эту работу поручили школьникам», - прочитаете вы в заметке. А как бы об этом сказал человек, поручая работу учащимся?
В речи учеников встречаются выражения типа «где-то около шести часов вечера». Поисковая задача, включенная в урок при изучении наречий, может быть такой.
- В разговоре вы услышите: «Я вернусь домой где-то…». Эта фраза характерна для разговорной речи. Чем надо заменить это наречие, если соблюдать нормы литературного языка? Почему?
Часто в сочинениях учащиеся повторяют одни и те же слова, не используя синонимов. В этой ситуации, готовясь к сочинению, учитель дает классу поисковую задачу:
- В ваших работах иногда читаешь: «Школа была ноавя и красивая. В ней большой спортивный зал. Большие коридоры, просторные классы. Вокруг здания большой участок земли, где расположена спортивная площадка, много зелени…». Замените повторяющиеся слова синонимами.
Учитель может использовать и такие поисковые задачи:
Определите значение слов «развесить» - «развешать», «замесить»-«замешать».В чем сходство и различие этих слов? Объясните.
Почему важна такая задача? Ее решение учащимися – подготовка к изучению правописания причастий развешенный-развешанный, замешенный- замешанный, ошибки в написании которых - частое явление в школьной практике.
Таким образом, средством, позволяющим предупредить ошибки учащихся, являются не только упражнения, предполагающие работу по образцу, но главным образом поисковые задачи, назначение которых – организация самостоятельного анализа языковых явлений учащимися.
Очень важно, чтобы учитель был подготовлен к применению поисковых задач.
Использование поисковых задач на уроках русского языка способствует развитию логического мышления учащихся, развитию умения самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Использование такого вида работы повышает грамотность учащихся и развивает их речь.