СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Поисковые задачи на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены примеры поисковых задач , использование которых способствует развитию логического мышления учащихся, развитию умения самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Поисковые задачи на уроках русского языка"»

Поисковые задачи на уроках русского языка

На уроках русского языка возникают различные ситуации, вызывающие у учащихся затруднения в процессе овладения языком. Преодолеть возникающие трудности могут предложенные учителем поисковые задачи.

Приведем примеры таких ситуаций и возможных поисковых задач.

Употребление предлогов в ряде случаев связано с затруднениями. Так, учащиеся иногда неуместно используют предлоги в течение, в продолжение, вследствие. Такие ошибки часто возникают в сочинениях. Предупреждая их, учитель предлагает поисковые задачи.

- В газетной статье вы можете встретить фразу: «В течение вечера играл духовой оркестр». А как вы расскажете об этом товарищу?

- «Вследствие засухи посевы необходимо было поливать, и эту работу поручили школьникам», - прочитаете вы в заметке. А как бы об этом сказал человек, поручая работу учащимся?

В речи учеников встречаются выражения типа «где-то около шести часов вечера». Поисковая задача, включенная в урок при изучении наречий, может быть такой.

- В разговоре вы услышите: «Я вернусь домой где-то…». Эта фраза характерна для разговорной речи. Чем надо заменить это наречие, если соблюдать нормы литературного языка? Почему?

Часто в сочинениях учащиеся повторяют одни и те же слова, не используя синонимов. В этой ситуации, готовясь к сочинению, учитель дает классу поисковую задачу:

- В ваших работах иногда читаешь: «Школа была ноавя и красивая. В ней большой спортивный зал. Большие коридоры, просторные классы. Вокруг здания большой участок земли, где расположена спортивная площадка, много зелени…». Замените повторяющиеся слова синонимами.

Учитель может использовать и такие поисковые задачи:

Определите значение слов «развесить» - «развешать», «замесить»-«замешать».В чем сходство и различие этих слов? Объясните.

Почему важна такая задача? Ее решение учащимися – подготовка к изучению правописания причастий развешенный-развешанный, замешенный- замешанный, ошибки в написании которых - частое явление в школьной практике.

Таким образом, средством, позволяющим предупредить ошибки учащихся, являются не только упражнения, предполагающие работу по образцу, но главным образом поисковые задачи, назначение которых – организация самостоятельного анализа языковых явлений учащимися.

Очень важно, чтобы учитель был подготовлен к применению поисковых задач.

Использование поисковых задач на уроках русского языка способствует развитию логического мышления учащихся, развитию умения самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Использование такого вида работы повышает грамотность учащихся и развивает их речь.