СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья_Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья_Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

Автор:

Зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ п.Мариец»

Гумарова Марина Николаевна


1 слайд

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.

2 слайд

Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что сегодня главной задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

3 слайд

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля).

В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

4 слайд

 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования.  Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

5 слайд

Еще раз - под профессиональной педагогической компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

А сейчас мы рассмотрим профессионально-педагогические компитенции

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Проще говоря:

- Компетенции – это требования

- Компетентность – это проявление этих требований


Можно выделить следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяют, как способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т. е. умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.).

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИКТ-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, не все так хорошо.

Среди многих педагогов наблюдаются:

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

А все то сказывается на качестве работы и качестве образования.

6 слайд

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.

Для повышения уровня свой профессиональной компетентности, каждый учитель должен проходить курсы повышения квалификации, обязательно по разным направлениям – предметные, ИКТ, инклюзивное образование и т.д. Педагоги не имеющие диплома по направлению работы обязательно должны пройти переподготовку. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя остается семинар по обмену опытом.

  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

  • Самообразование педагогов.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения и реализации ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

  • просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомство с педагогической и методической литературой.

  • использование интернет – ресурсов;

  • демонстрация собственного педагогического опыта;

  • внимание к собственному здоровью.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

Является одним из важных направлений по повышению профессиональной компетентности педагогов. Даже для того чтобы приготовить простое выступление необходимо изучить множество источников информации, а это движение вперед.

  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Инновационная деятельность педагогов в нашей школе представлена следующими направлениями: апробация учебников, внедрение ФГОС НОО, ООО, освоение современных педагогических технологий, создание индивидуальных педагогических проектов и т.д.

  • Участие в различных конкурсах профессионального мастерства

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства. Но активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги школ должны активно участвовать в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только должны распространять свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвовать в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.


Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит и от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

7 слайд

Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


Я считаю, что учитель – это и педагог, и воспитатель, и психолог, и профессионал.


Готовясь к выступлению, я нашла  Портрет учителя, составленный в ходе опроса 1012 учителей по всей России – в котором указано, что современный учитель должен знать, уметь, а также перечислены качества личности учителя (памятки).
















Портрет учителя,

составленный в ходе опроса 1012 учителей по всей России

(автор – Лизинский В.М.).


Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Качества личности учителя

1. Содержание своего предмета.

2. Методику преподавания.

3. Способы самодиагностики.

4. Возрастную психологию.

5. Приемы мотивации учебной деятельности учащихся.

6. Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцируемого обучения.

7. Новые пе5дагогические концепции и технологии.

8. Современные направления развития образования.

1. Доступно излагать материал.

2. Объективно оценивать знания учащихся.

3. Обучать практическим знаниям и навыкам.

4. Критически оценивать свое воздействие на учеников.

5. Ладить с учениками и их родителями.

6. Грамотно и четко излагать свои мысли и требования;

7. Приучать учеников к  овладению понятийным аппаратом  предмета.

8. Управлять своими эмоциями.

9. Организовать самообразование учеников.

1. Ум.

2. Благородство.

3. Культура.

4. Знания.

5. Профессионализм

6. Любовь к детям.

7. Дисциплинированность.

8. Склонность к творчеству.

9. Коммуникабельность.

10. Активность.

11. Организаторские способности.

12. Интеллигентность.

13. Чувство юмора.

14. Умение слушать.

15. Способность к анализу.

16. Трудолюбие и упорство.

17. Тактичность.

18. Справедливость.

19. Порядочность.












10