Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в первом классе коррекционной школы
Урок – основная форма обучения и воспитания детей, поэтому их содержание и организация должны соответствовать психофизическим особенностям данного класса. Особое значение это имеет в обучении и воспитании первоклассников с ОВЗ.
При проведении уроков следует учитывать, что маленькие дети не могут длительное время находиться в одном положении, поэтому необходимо проводить физминутки. О важном значении проведения таких минуток в физическом и умственном развитии детей писали и пишут врачи, педагоги и психологи. Ещё К.Д. Ушинский в руководстве к «Родному слову для первого класса» советовал учителям « приучать детей к некоторым классным движениям по команде, которые полезны не только потому, что дают детям возможность подвигаться и размять усталые от сиденья члены, но ещё более потому, что помогают возбуждать и сосредоточивать на своих словах и движениях внимание класса».
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы, появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.
Для этого я применяю упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста. Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса можно проводить на любом уроке в течение трех – пяти минут во время отдыха.
1) «Роняем руки». Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ – руки висят, как веревочки.
2) «Трясем кистями». Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
3) «Стряхиваем воду с пальцев». Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
4) «Поднимаем и опускаем плечи». Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).
5) «Твердые и мягкие руки». Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы – от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
6) «Мельница». Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Однако, первоклассники, особенно в конце учебного дня, проявляют явные признаки усталости: они начинают позёвывать, вертеться, смотреть на многое отсутствующими глазами. Учитель должен держать в поле своего зрения всех детей, чтобы уловить степень понимания ими объясняемого и реакцию на его слова, и утомляемость учеников.
Заметив, что дети устали, я даю им одну-две минуты отдыха, наполняя их освежающим и оживляющим внимание материалом: веселыми шутками, вопросами-загадками, головоломками. Это переключает внимание учеников, даёт минуту отдыха, смеха, благотворно действующего на них.
На уроках чтения с целью привлечения внимания детей и активизации их деятельности можно применить разнообразные приемы. Сюда относятся упражнения в отчетливом произнесении небольших четверостиший, пословиц, поговорок, когда требуется энергичная работа речевого аппарата.
Учитель, ясно выговаривая каждый звук, по слогам произносит намеченный текст, затем отдельные ученики по вызову и потом всем классом его повторяют. Произнесение поговорок, скороговорок и просто рифмованных предложений можно проводить под счет с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса. Например, учитель предлагает детям громко и отчетливо произнести скороговорку, затем эту скороговорку произнести тише, еще тише и совсем тихо (шепотом) и, наконец, беззвучно (про себя). Такие упражнения обычно проходят весело, живо, что способствует созданию в классе атмосферы бодрости, хорошего настроения, в чем очень нуждаются первоклассники.
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий утомленное внимание детей. О благотворном влиянии хорового чтения писал К.Д. Ушинский. Если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно заставить детей произнести «целым классом какие-нибудь стихотворения,, пословицы... всё опять придет в порядок, энергия возродится, и дети начнут работать по-прежнему».
Инсценирование басен, стихотворений, чтений диалогов из детского фольклора явятся также хорошей разрядкой на уроке.
Пусть учителя не жалеют времени на «минуты отдыха» на уроке! Они окупятся повышением интенсификации учебно-воспитательного процесса, интеллектуальным и нравственным развитием детей.