СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках коррекционной школы""

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках коррекционной школы""»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в первом классе коррекционной школы


Урок – основная форма обучения и воспитания детей, поэтому их содержание и организация должны соответствовать психофизическим особенностям данного класса. Особое значение это имеет в обучении и воспитании первоклассников с ОВЗ.

При проведении уроков следует учитывать, что маленькие дети не могут длительное время находиться в одном положении, поэтому необходимо проводить физминутки. О важном значении проведения таких минуток в физическом и умственном развитии детей писали и пишут врачи, педагоги и психологи. Ещё К.Д. Ушинский в руководстве к «Родному слову для первого класса» советовал учителям « приучать детей к некоторым классным движениям по команде, которые полезны не только потому, что дают детям возможность подвигаться и размять усталые от сиденья члены, но ещё более потому, что помогают возбуждать и сосредоточивать на своих словах и движениях внимание класса».

Известно, что при эмоциональном напря­жении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут изба­виться от этого напряжения, начинают нерв­ничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы, появилась возможность управлять ими, необходимо на­учить детей расслаблять мышцы. Эмоцио­нальное напряжение ослабевает или исчезает совсем при недостаточно полном расслаб­лении мышц. Детей необходимо учить чув­ствовать напряжение мышц, изменять сте­пень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц.

Для этого я применяю упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школь­ного возраста. Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса можно прово­дить на любом уроке в течение трех – пяти минут во время отдыха.

1) «Роняем руки». Дети поднимают руки в стороны и слег­ка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слег­ка пассивно качаются, пока не остановят­ся. Упражнение повторяется. Руки не сле­дует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ – руки висят, как веревочки.

2) «Трясем кистями». Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья тряс­ти кистями, как тряпочками.

3) «Стряхиваем воду с пальцев». Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Дви­жением предплечья несколько раз сбрасы­ваем кисти вниз. Перед упражнениями по­лезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась раз­ница в напряженном и расслабленном со­стоянии мышц.

4) «Поднимаем и опускаем плечи». Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

5) «Твердые и мягкие руки». Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют нап­ряжение, давая плечам опуститься) и напря­гают все мышцы – от плеча до концов паль­цев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а лок­ти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

6) «Мельница». Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобож­даются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно па­дают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не воз­никло зажимов, при которых в руках на­рушается правильное круговое движение.

Однако, первоклас­сники, особенно в конце учебного дня, проявляют явные признаки уста­лости: они начинают позёвывать, вертеться, смотреть на многое отсутствующими глазами. Учитель должен держать в поле своего зрения всех детей, чтобы уловить степень понимания ими объясняемого и реакцию на его слова, и утомляемость учеников.

Заметив, что дети устали, я даю им одну-две минуты отдыха, наполняя их осве­жающим и оживляющим внимание материалом: веселыми шутка­ми, вопросами-загадками, головоломками. Это переключа­ет внимание учеников, даёт минуту отдыха, смеха, благотворно действующего на них.

На уроках чтения с целью привлечения внимания детей и активизации их деятель­ности можно применить разнообразные при­емы. Сюда относятся упражнения в отчетли­вом произнесении небольших четверостиший, пословиц, поговорок, когда требуется энергичная работа речевого аппарата.

Учитель, ясно выговаривая каждый звук, по слогам произносит намеченный текст, затем отдельные ученики по вызову и потом всем классом его повторяют. Произнесение поговорок, скороговорок и просто рифмованных предложений можно проводить под счет с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса. Например, учитель предлагает детям громко и отчетливо произнести ско­роговорку, затем эту скороговорку произнести тише, еще тише и совсем тихо (шепотом) и, наконец, беззвучно (про себя). Такие упраж­нения обычно проходят весело, живо, что способствует созданию в классе атмосферы бодрости, хорошего настроения, в чем очень нуждаются первоклассники.

Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий утомленное внимание детей. О благотворном влиянии хорового чтения писал К.Д. Ушинский. Если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно заставить детей произнести «целым классом какие-нибудь стихотворения,, пословицы... всё опять придет в порядок, энергия возродится, и дети начнут работать по-прежнему».

Инсценирование басен, стихотворений, чтений диалогов из детского фольклора явятся также хорошей разрядкой на уроке.

Пусть учителя не жалеют времени на «ми­нуты отдыха» на уроке! Они окупятся по­вышением интенсификации учебно-воспита­тельного процесса, интеллектуальным и нрав­ственным развитием детей.