Проектирование заданий по естественнонаучной грамотности на уроках географии
Уважаемые коллеги!
1 слайд. Чему должны обучать в школе? Ответ очевиден – знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил, фактов, формул и др. вроде все логично, но большинство экспертов считает, что куда важнее научить решат реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги, в своем кругу, называют это «базовыми компонентами», «функциональной грамотностью».
2 слайд. Понятие «функциональной грамотности», сегодня у всех на слуху, но возникло оно не сегодня, а более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО предложило понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», а это всего лишь предполагалось наличие базовых навыков чтения, счета и письма, позволяющих человеку решать простейшие жизненные задачи.
Т.е. функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Коллеги – это мы с вами.
3 слайд. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и др.
В географии естественнонаучная грамотность формируется путем достижения предметных результатов:
работа с текстом;
работа с географической картой;
работа со статистическим материалом
4 слайд. Основная единица обучения – текст.
Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии – это среднестатистический ученик, который не умеет и не хочет читать, не хочет анализировать прочитанное.
5 слайд. При сдаче экзаменов, ВПР учащиеся очень невнимательно читают задания и инструкции к ним, и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте есть уже часть ответа, но дети этого просто не видят!
6 слайд. При работе с текстом на уроках мы часто используем различные приемы и в процессе начинаем их совершенствовать под себя или проектировать.
Наиболее часто используемые:
комментированное чтение (5-6 кл), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
составление простой таблицы на основе § учебника (5-6 кл);
составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением сходств и различий;
высказывание своего мнения по тексту;
составление схемы по прочитанному тексту;
составление развернутых планов и конспектов §;
создание схематического рисунка по тексту многое другое.
7-8 слайд. Прием «Ромашка Блума»
9 слайд. Прием «Рассказ с ошибкой»
19-11-12слайды Прием «Задания - мозаики»
13 слайд. Прием «Задание-соотношение»
14 слайд. Прием «Верно-неверно», очень хороший прием, т.к. приём поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
15 слайд. Прием «Рассуждение», наверное самый любимый у детей любого класса. Порассуждать и поговорить любят все!
Как вы понимаете данное высказывание Ральфа Эмерсона:
«Мы понимаем геологию на следующее утро после землетрясения»
16 слайд. Статистические материалы служат неотъемлемой «числовой» частью географии:
численность населения,
климатические показатели,
данные по производству,
различные коэффициенты (увлажнения, испаряемости, радиационного баланса, рождаемости) и т. д.
Без изучения подобных показателей нет речи о полноценном усвоении географических знаний. Поэтому методика использования и преподавания статистики в курсе географии всегда сохраняет свою актуальность.
Вопросы работы со статистикой затрагивали многие педагоги.
Наша задача довести до понимания учащихся возможности статистики, научить оперировать численными показателями по темам географии.
17 слайд. К статматериалам мы, как правило относим графики, схемы, таблицы, диаграммы. Успешное выполнение заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
Для повышения навыков работы со статматериалами лучше всего подходят приемы:
преобразование текста в график, диаграмму, схему, таблицу;
преобразование таблицы в набор диаграмм;
решение различных географических задач и тд.
18 слайд. Работа с географической картой.
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. И все мы знаем, что в географии главный метод исследования – КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ.
Задания ОГЭ, ЕГЭ,ВПР по географии требуют от школьника:
учение читать карту;
умение находить географические объекты (географическая номенклатура);
владеть приемами наложения карт (что очень сложно детям без простаренственного воображения) и др.
19 слайд. Результативными считаются приемы: «Стороны горизонта», «Найди лишнее», «Ассоциативные задания и загадки», «Логически загадки», «Немые карты».
20 слайд. Ну и конечно, работа с планом местности, на который нам выделили два урока в 5 классе, и к которому мы вернемся только в 9 классе при подготовки к ОГЭ (или на внеурочке, куда ходят далеко, не все!)
21 слайд. Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.
Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания- это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, путь опыт – путь самый горький».
Но, не следует боятся ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимущества, чем гладкий путь.
Главное верить в себя, в свои силы и идти в нужном направлении.
22 слайд интернет ресурсы
3