СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектно-исследовательская деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение на уроках хакасского языка технологию проектно-исследовательскую деятельность

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектно-исследовательская деятельность"»

Боргоякова Фатима Анатольевна

Иллиморовская НОШ-филиал МБОУ Усть-Чульской СОШ


Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения интереса на уроках хакасского языка»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Задачи, решаемые через использование данной практики

Обучающие: дать возможность освоить основные этапы работы над проектом, типы проектов, критерии оценивания.

Развивающие: развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умения увидеть проблему и намечать пути ее решения, навыков работы в команде.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?». Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, т.е. способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику предлагают найти способы установления каких-то фактов, определения физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования проблемы.

«Попробуй объяснить» соответствует группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определенном объеме научных знаний, но и способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и дается объяснение или описание. «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путем прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и т.д. ». Такие проекты, дают возможность использовать НРК. Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Межпредметная связь с использованием материала НРК активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён. Использование такого материала делает урок увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что ученики охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотизм, чувство любви, восхищения и гордости за родной край, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Великий русский педагог К.Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать в ходе урока отрывки из художественной литературы национальных поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края. Так, например, ученица моего класса, после таких познавательных уроков провела исследовательскую работу «Хакасская юрта и алтайский аил». С этим проектом она вошла в число лучших проектов в конкурсе «Исследовательское творчество юных». Проводите познавательные уроки на природе. Казалось бы, уроки на улице — это самое логичное, на таких уроках еще формируется естественно-научная грамотность школьника. Но, увы, не так много учителей имеют время и возможность ходить со своими учениками в ближайший парк и проводить уроки на улице. Если всё-таки получится выбраться, нужно непременно воспользоваться ситуацией. На таком познавательном уроке можно, воспитывать любовь к родному языку, например, затеять большое наблюдение за деревьями: спросить у ребят, что такое ствол, сравнить толщину стволов и структуру коры разных деревьев, посчитать, сколько мелких ветвей может отходить от ствола, побеседовать о том, чем дерево отличается от кустарника, а кустарник — от травы, какие органы есть у трав. Кроме зрительного восприятия на уроках на улице можно задействовать и другие: тактильное, слуховое, обонятельное. Можно обсудить с учениками, какие звуки леса исчезли, когда лето сменилось осенью, или сравнить запахи грибов. Использование разных анализаторов во время урока на улице поможет ученику представить объект более полно. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде.

Литература: Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.

4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.