СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья была создана в связи с грядущими изменениями и желанием в них разобраться несколько лет назад. Надеюсь, будет полезна, особенно в связи с аттестацией...УДАЧИ ВСЕМ НАМ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"»

Профессиональный стандарт учителя иностранного языка

Профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда Российской Федерации от 18 октября 2013 года N544н. Изначально его введение было запланировано на 1 января 2015, затем его введение было утверждено Министерством труда и социальной защиты РФ с 1 января 2017. В итоге полное введение отложено до 2019-2020 годов. Таким образом, педагогическое сообщество находится в переходном периоде и должно адаптироваться. Исходя из этого, возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога. Однако, следует отметить, что приказы о переносе введения профстандартов не прошли регистрацию в Министерстве юстиции, следовательно, не имеют силы.

Профессиональный стандарт педагога – современный и необходимый документ для системы образования. Основная причина – это новые вызовы системе образования, с которыми столкнулся педагог, как центральная фигура образовательного процесса: изменилось общество, потребности родителей и детей. Говоря официальным языком, профессиональные стандарты – это документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности. Соответственно, профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог. Профстандарт необходим и в связи с принятием нового Федерального закона “Об образовании в РФ”. Таким образом, являясь рамочным документом, он дает новый импульс для развития педагога, так как стимулирует к достижению нового качества образования.

С другой стороны, профессиональный стандарт является объективным измерителем квалификации педагога. Для административных органов образовательных учреждений его введение систематизирует и упростит процесс отбора педагогических кадров. В то же время стандарт является основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Структура профессионального стандарта представляет собой инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть касается знания преподаваемого предмета в пределах ФГОС и владения основной общеобразовательной программой, а также осознания истории и места предмета в мировой культуре и науке. Вариативная часть представляет новые профессиональные компетенции, такие как работа с одаренными детьми, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии, девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми. Введение инклюзивного образования накладывает на педагога дополнительные обязанности, которые требуют соответствующего дополнительного образования. Профессиональный стандарт предписывает педагогу готовность обучения любого ребенка, вне зависимости от его способностей, склонностей и индивидуальных особенностей развития. Огромное значение уделяется владению информационными технологиями, которое подразделяется на общепользовательское, общепедагогическое и предметно-педагогическое. Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога подробнее.

Сфера деятельности педагога подразделяется на образовательную, воспитательную и развивающую. В отличие от предыдущих лет, воспитанию и развитию уделяется большее значение. Таким образом, педагог должен получить дополнительное психологическое образование, которое позволит организовать эффективное взаимодействие между учениками, родителями и педагогами. Знание возрастной психологии даст учителю возможность понимать происходящие процессы на тонком уровне, предугадывать возможные конфликтные ситуации и предотвращать их при необходимости, в то же время знание основных закономерностей семейных отношений даст возможность продуктивно работать с родительской общественностью.

Деятельность успешного педагога характеризуется мобильностью, самостоятельностью в принятии решений, готовностью к переменам и способностью к нестандартной деятельности. Профессионал способен превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика, обладает эрудицией и широким кругозором, способен передавать учащимся новые социальные умения, ориентируя в изменчивом мире социальных ролей и готовя к будущему. Бесспорно, профессионал владеет приемами саморегуляции и педагогическим тактом в любых ситуациях. Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции. Ключевые компетенции учителя универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. К ним относятся знание требований к построению урока, владение содержанием и методологией преподавания предмета, владение приемами эффективного общения с детьми, знание закономерностей познавательных процессов ученика. Предметные компетенции учителя специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины. Компетенция учителя иностранных языков предполагает наличие коммуникативной – языковой, речевой, социокультурной – компетенции, знания в области преподаваемого предмета, методики преподавания. Специальные компетенции учителя узко направлены и обеспечивают решение специальных задач. В частности, у учителя иностранных языков должна быть хорошо развита социально-психологическая компетенция.

Профессиональные компетенции для учителя иностранных языков можно разделить на 4 блока:

  1. Методическая - успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых,

  2. Психолого-педагогическая – знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности,

  3. Коммуникативная – способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на иностранном и русском языках,

  4. Проектно-исследовательская – умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта.

К сожалению, на данный момент Профессиональный стандарт учителя иностранного языка, в частности, английского, не существует, однако, позволим предположить, что он может представлять собой, исходя из существующего Профессионального стандарта учителя русского языка и логики.

Естественно, что Профессиональный стандарт учителя английского языка установит определенный уровень владения английским языком, подтвержденный сертификатом международного экзамена. Исходя из требований к учащимся, уровень учителя должен быть не ниже В2, в особенности на старших классах. Знание методики преподавания иностранного языка также желательно подтвердить международным сертификатом. Использование информационных источников, в том числе интернета, чтение литературной периодики на иностранном языке, а также просмотр новинок театра и кино в оригинале является необходимым.