Профессиональный стандарт учителя иностранного языка
Профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда Российской Федерации от 18 октября 2013 года N544н. Изначально его введение было запланировано на 1 января 2015, затем его введение было утверждено Министерством труда и социальной защиты РФ с 1 января 2017. В итоге полное введение отложено до 2019-2020 годов. Таким образом, педагогическое сообщество находится в переходном периоде и должно адаптироваться. Исходя из этого, возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога. Однако, следует отметить, что приказы о переносе введения профстандартов не прошли регистрацию в Министерстве юстиции, следовательно, не имеют силы.
Профессиональный стандарт педагога – современный и необходимый документ для системы образования. Основная причина – это новые вызовы системе образования, с которыми столкнулся педагог, как центральная фигура образовательного процесса: изменилось общество, потребности родителей и детей. Говоря официальным языком, профессиональные стандарты – это документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности. Соответственно, профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог. Профстандарт необходим и в связи с принятием нового Федерального закона “Об образовании в РФ”. Таким образом, являясь рамочным документом, он дает новый импульс для развития педагога, так как стимулирует к достижению нового качества образования.
С другой стороны, профессиональный стандарт является объективным измерителем квалификации педагога. Для административных органов образовательных учреждений его введение систематизирует и упростит процесс отбора педагогических кадров. В то же время стандарт является основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Структура профессионального стандарта представляет собой инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть касается знания преподаваемого предмета в пределах ФГОС и владения основной общеобразовательной программой, а также осознания истории и места предмета в мировой культуре и науке. Вариативная часть представляет новые профессиональные компетенции, такие как работа с одаренными детьми, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии, девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми. Введение инклюзивного образования накладывает на педагога дополнительные обязанности, которые требуют соответствующего дополнительного образования. Профессиональный стандарт предписывает педагогу готовность обучения любого ребенка, вне зависимости от его способностей, склонностей и индивидуальных особенностей развития. Огромное значение уделяется владению информационными технологиями, которое подразделяется на общепользовательское, общепедагогическое и предметно-педагогическое. Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога подробнее.
Сфера деятельности педагога подразделяется на образовательную, воспитательную и развивающую. В отличие от предыдущих лет, воспитанию и развитию уделяется большее значение. Таким образом, педагог должен получить дополнительное психологическое образование, которое позволит организовать эффективное взаимодействие между учениками, родителями и педагогами. Знание возрастной психологии даст учителю возможность понимать происходящие процессы на тонком уровне, предугадывать возможные конфликтные ситуации и предотвращать их при необходимости, в то же время знание основных закономерностей семейных отношений даст возможность продуктивно работать с родительской общественностью.
Деятельность успешного педагога характеризуется мобильностью, самостоятельностью в принятии решений, готовностью к переменам и способностью к нестандартной деятельности. Профессионал способен превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика, обладает эрудицией и широким кругозором, способен передавать учащимся новые социальные умения, ориентируя в изменчивом мире социальных ролей и готовя к будущему. Бесспорно, профессионал владеет приемами саморегуляции и педагогическим тактом в любых ситуациях. Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции. Ключевые компетенции учителя универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. К ним относятся знание требований к построению урока, владение содержанием и методологией преподавания предмета, владение приемами эффективного общения с детьми, знание закономерностей познавательных процессов ученика. Предметные компетенции учителя специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины. Компетенция учителя иностранных языков предполагает наличие коммуникативной – языковой, речевой, социокультурной – компетенции, знания в области преподаваемого предмета, методики преподавания. Специальные компетенции учителя узко направлены и обеспечивают решение специальных задач. В частности, у учителя иностранных языков должна быть хорошо развита социально-психологическая компетенция.
Профессиональные компетенции для учителя иностранных языков можно разделить на 4 блока:
Методическая - успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых,
Психолого-педагогическая – знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности,
Коммуникативная – способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на иностранном и русском языках,
Проектно-исследовательская – умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта.
К сожалению, на данный момент Профессиональный стандарт учителя иностранного языка, в частности, английского, не существует, однако, позволим предположить, что он может представлять собой, исходя из существующего Профессионального стандарта учителя русского языка и логики.
Естественно, что Профессиональный стандарт учителя английского языка установит определенный уровень владения английским языком, подтвержденный сертификатом международного экзамена. Исходя из требований к учащимся, уровень учителя должен быть не ниже В2, в особенности на старших классах. Знание методики преподавания иностранного языка также желательно подтвердить международным сертификатом. Использование информационных источников, в том числе интернета, чтение литературной периодики на иностранном языке, а также просмотр новинок театра и кино в оригинале является необходимым.