СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проведение приёмных испытаний."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отбирая детей для поступления в музыкальную школу мы несём большую ответственность, так как наплыв желающих обучаться с каждым годом увеличивается.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проведение приёмных испытаний."»

Проведение приёмных испытаний.


Отбирая детей для поступления в музыкальную школу мы несём большую ответственность, так как наплыв желающих обучаться с каждым годом увеличивается. Целью приёмных испытаний является отбор наиболее способных детей, таких, которые подают надежду стать музыкантами. Раньше приёмные испытания проводились по следующей методике: ребёнку предлагали повторить голосом данные на рояле звуки или мелодию, спеть песню и отстучать заданную ритмическую последовательность, не учитывая возраст ребёнка, а музыкальные способности проверять вне музыки: ритмические упражнения вне интонирования, а узнавание высот звука вне ритма. При этой системе отбора не учитывалось психическое состояние, уделялось мало времени ребёнку.

Приёмные испытания в школе имеют своей целью определение музыкальных способностей. Чем определить возможность успешного занятия музыкой? Теплов в труде «Психология музыкальных способностей» пишет, что возможность успешных занятий музыкой определять не отдельные способности, а лишь то своеобразное сочетание их, которое характерно для данной личности, то есть необходимо не только комплекса способностей, требующихся для музыки, но и наличие своеобразных психических качеств: внимание, воля, эмоциональная отзывчивость на музыку. Проявление музыкальных способностей может быть ранее других, но это ещё не гарантирует их блестящего развития. Основным показателем музыкальных способностей является музыкальная отзывчивость на музыку, в проявлении любви и интереса к ней. Интерес к музыке в этом случае выявляется не только в желании слушать её, но и в стремлении к активному музицированию.

Формы музицирования различны. Это и классические движения и напевания мелодии так далее. Следующий этап развития музыкальных способностей – хорошее запоминание и узнавание мелодии, точность их воспроизведения. Но этот показатель музыкальных способностей зависит от того, как скоро ребёнок усваивает навыки как прочно их удерживает. При проведении приёмных испытаний необходимо большая подготовительная работа. В основу системы приёмных испытаний должно лечь наиболее глубокое и всестороннее изучение личности. Испытание желательно проводить в течение двух дней. Детей отбирают по группам с учётом возраста, учатся ли в школе, были ли раньше в детском саду, занимались ли музыкой. Перед педагогом ставится задача выявления не только музыкальных способностей, но и других свойств личности: быстро ли заучивает, прочность заученного, быстро ли переключается с одного задания на другое, есть ли выдержка, какова эмоциональная заинтересованность и так далее. Члены приёмной комиссии на каждого ребёнка заводят анкету, в которой указывают все штрихи поведения ребёнка во время экзамена. На ребёнка, пришедшего на экзамен, обрушивается масса впечатлений. Это ведёт к его заторможенности, поэтому важно сразу же создать непринуждённую атмосферу. Лучше перед испытанием провести коллективный урок группы на 40-50 минут. Урок начать с разучивания песни. Песня должна быть певучей, без тональных отклонений, удобной для пения даже без музыкального сопровождения. Диапазон должен быть не больше октавы. Песню сначала поёт сам педагог, а затем анализирует её: содержание, настроение, чем понравилась, разъясняются непонятные слова. Уже по тому, как дети слушают песни и участвуют в беседе, можно судить о ребёнке. Закончив разбор, педагог прочитывает весь текст, дети его повторяют, поют по куплетам, затем поют целиком. Чтобы проверить, как запомнилась песня, каждому ребёнку предлагают спеть всё, что он запомнил. Очерёдность пения производится по высказанному желанию детей. Во время исполнения песни ребёнком надо следить, как эмоционально он её исполняет.

После этого даётся следующее задание: детям проигрывают отрывки разнохарактерных произведений, а дети их характеризуют. Каждому отрывку деется название, и дети его запоминают. Отрывков обычно четыре: марш, вальс, колыбельная и полька. Потом группа делится на четыре части, и каждая подгруппа получает свою музыку. Потом все отрывки вперемешку проигрываются, дети той подгруппы, музыка которой звучит в данный момент, поднимают руку. Потом музыку каждой подгруппы меняют. Эта проба на узнавание своей музыки указывает на подвижность нервных процессов. Заканчивается урок выявлением реакции детей на музыку с ритмическими движениями. Это помогает выявить, как ребёнок координирует музыкальный ритм с движением, как быстро он переключается, имеет ли собственную инициативу, или только подражает остальным.

На второй день ребёнку предлагают самому запеть выученную песню, а если он не ожжет, то можно поиграть несколько мелодий и предложить узнать эту песню. Далее ребенку предлагают спеть любимую песню. Если он неточно поёт, это ещё не говорит об отсутствии слуха. Возможно, он заучил её неправильно, или не умеет управлять своим голосом. В этом случае можно просить его спеть другую песню, если и в этом случае нечисто интонирует, то просить спеть отдельные звуки.

Способность на внимание проверяется следующим образом: ребёнку даётся звук, предлагается повторить его, затем задать два-три вопроса на отвлеченные темы, а потом а потом предлагается спеть опять этот звук. Ладовое чувство проверяется следующим способом: например, даётся песня заканчивающаяся на D, а ребёнку предлагают закончить её. Гудящим детям играется какой то звук первой октавы, чтобы он не видел, и ребёнок по слуху должен найти его на клавиатуре. Ребёнку на слух предлагают определить, сколько звуков звучит. Нередко бывает, что дети с посредственными данными имеют большое желание учиться.

Практика показывает, что важным показателем является музыкальный ритм и общее музыкальное развитие. Для проверки ритма надо:

1. Прохлопать руками ритмический рисунок из быстро чередующихся звуков;

2. Маршировать под музыку со сменой темпов;

3. Протанцевать или сплясать под музыку.

Для выявления общих способностей надо попросить рассказать ребёнка, что слышит по интернету или по телевизору. Выявление данных ребёнка не ограничивается приёмными испытаниями, а выявляются в работе.