СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом средствами индивидуальных коррекционных занятий по ФРС и ПСР".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обобщен опыт развития эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом средствами индивидуальных коррекционных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом средствами индивидуальных коррекционных занятий по ФРС и ПСР".»

Беленко Виктория Викторовна,

заместитель директора по УВР, учитель-дефектолог (сурдопедагог)

КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», город Павловск

E-mail: [email protected]


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития эмоциональной сферы детей школьного возраста, имеющих нарушение слуховой функции, на индивидуальных коррекционных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи в условиях современной школы-интерната. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью специальной помощи ребенку с нарушенным слухом в развитии эмоциональной сферы. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, непосредственно влияет на особенности развития его эмоций, а значит и на процесс становления его личности. Делается вывод о том, что одной из приоритетных задач учителей-дефектологов современной коррекционной школы-интерната является создание благоприятной среды для развития эмоциональной сферы воспитанников с нарушениями слуха средствами всех учебных предметов и внеклассных занятий, в том числе индивидуальных коррекционных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, эмоциональное общение, речевой слух, произносительная сторона речи, личность, индивидуальные коррекционные занятия.


На актуальность и важность проблемы социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями указывают ученые в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Л.Гончарова, О.Н.Кукушкина, О.А.Красильникова, И.Ю.Левченко, А.Медведева, Е.Г.Речицкая, В.В.Ткачева и др. Ведущие направления в развитии эмоционально-волевой сферы у ребенка с нарушенным слухом такие же, как и у слышащего. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, имеющие ситуативный характер. В процессе развитии эмоций можно выделить следующие этапы: дифференциация качеств эмоций; усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик; развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт детей с нарушением слуха формируется и обогащается в процессе общения с окружающими, в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений изобразительного и музыкального искусства. Но уже на первом году жизни проявляются различия в развитии собственно эмоций между слышащими детьми и детьми, имеющими нарушение слуховой функции. [2,с.71]
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушенным слухом обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми. В обычных условиях детям с нарушенной слуховой функцией малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии слуха и речи оказывают влияние на овладение словами и словосочетаниями, обозначающими различные эмоциональные состояния. В настоящее время изучение развития эмоций у детей с нарушениями слуха становится особенно актуальным в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии воспитанников. Исследования ученых в области сурдопедагогики и специальной психологии показывают, что запоминание различного по содержанию материала во многом зависит от его эмоциональной насыщенности.  [2,с.72] Однако в контексте личностно-ориентированного подхода развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушенным слухом не всегда уделяется должное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Важно помнить о том, что познавательные процессы, воля и эмоции находятся в тесном взаимодействии. Эмоции и впечатления оказывают регулирующее воздействие на познавательные процессы, поэтому эмоции надо рассматривать как результат и основу познавательной деятельности детей с нарушенным слухом. Вместе с тем, развитие эмоциональной компетенции, эмоциональной культуры, коррекция недостатков развития эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания и коррекционного обучения. [4, с.4] Таким образом, развитие эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом требует специальной организации в условиях современной коррекционной школы-интерната путем совместных усилий учителей-дефектологов.
Работа сурдопедагогов в данном направлении осуществляется в рамках индивидуальных коррекционных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, предусмотренных учебным планом школы-интерната. На занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи глухих и слабослышащих воспитанников отводится три часа в неделю на каждого ученика. Обязательный учебный предмет коррекционно-развивающей области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов: «Развитие речевого слуха» и «Формирование произносительной стороны речи». Время, отведенное на изучение этих разделов, распределяется равномерно в течение учебной недели: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. Задачу деятельности учителя-дефектолога составляет развитие у глухих и слабослышащих школьников речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи, формирование и развитие внятной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими людьми. Параллельно учителем-дефектологом ведется деятельность по развитию эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом, по обогащению словарного запаса необходимыми терминами, закреплению уже существующего словаря. К моменту поступления в школу дети с нарушением слуха хорошо понимают простые эмоции – радость, страх, печаль, злость, обида, стыд, вина. Обучение в школе-интернате, дальнейшее эмоциональное общение с одноклассниками и педагогами способствует расширению модального ряда за счет социализации эмоциональных переживаний. Глухим и слабослышащим детям становится доступным понимание сложных эмоциональных состояний (отвращение, презрение,удивление).[4,с.4]
Рассмотрим подробнее возможности коррекционных индивидуальных занятий для работы в данном направлении. Если проанализировать тематику фраз для организации диалога «учитель-ученик» и «ученик-ученик», то можно сделать вывод о том, что использование материала, лично интересующего ребенка, вызывает положительные эмоции. Речь идет о предметах, явлениях, представляющих для глухих и слабослышащих детей очевидный положительный отклик. Все, что связано с непосредственным жизненным опытом, невольно вызывает положительный эмоциональный настрой. Так, в 6 классе организуются диалоги на темы «Спорт», «Общение в школе и дома», «Отдых». В 11 и 12 классах изучаются такие темы, как «Просьбы, пожелания», «Город, в котором я учусь», «Третьяковская галерея», «Эрмитаж». В процессе работы над данными темами, при использовании произведений живописи у школьников с нарушенным слухом формируется опыт эмоционального восприятия, модели эмоционального поведения, которые помогают им в повседневном общении. Под руководством педагога дети учатся оценивать свои и чужие мнения, поступки, чувства, отношения, сравнивать различные жизненные ситуации с точки зрения интенсивности пережитых чувств. Это, в итоге, способствует формированию и расширению представлений об эмоциональной жизни человека. [4, с.6]
Одной из важных задач коррекционного воспитания и обучения воспитанников с нарушениями слуха является освоение ими социального опыта, познания принципа социального взаимодействия. Социализация и адаптация ребенка с нарушенным слухом – это сложный педагогический процесс. [4,с.6] Поэтому на индивидуальных коррекционных занятиях по ФРС и ПСР большое внимание уделяется работе по таким темам: «Учеба», «Сегодня в мире», «Здоровье», «Парикмахерская», «Время, погода», «Транспорт», «Магазин, покупки», «Правила поведения», «Край Воронежский».  Диалоги данной тематики расширяют кругозор воспитанников, знакомят их с жизнью окружающих,
Большие возможности для развития эмоций и чувств обучающихся с нарушенным слухом и для усвоения ими эмоционально-оценочной лексики дает использование на индивидуальных коррекционных занятиях фольклорного материала (загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок). Эти малые жанры фольклора, как и любой вид искусства, обращены к чувствам и эмоциям людей. Произведениям фольклора присуща эмоциональность и коммуникативная направленность. Данные особенности фольклора способствуют обогащению социально-эмоционального опыта детей с нарушенной слуховой функцией, активизируют речевое развитие не слышащих детей, способствуют обогащению словарного запаса.
Интересным вариантом работы по развитию эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом на индивидуальных коррекционных занятиях и на уроках гуманитарного цикла является использование в обучении художественных элементов. Для этого, например, детям предлагается выполнять иллюстрации к прочитанным художественным произведениям, к учебным текстам, делать зарисовки по итогам экскурсий. Из выполненных детьми иллюстраций, рисунков учитель-дефектолог может оформить тематические «книжки-раскладушки» и использовать их в дальнейшем на коррекционных индивидуальных занятиях. При проведении коррекционных занятий рекомендуется широко использовать музыкальное сопровождение, которое способствует лучшему пониманию учащимися с нарушенным слухом эмоциональных состояний. [4, с.7]
Каждое индивидуальное коррекционное занятие, как и любой урок или внеклассное занятие, должно быть проведено на высоком методическом уровне. Как показывает многолетняя практика, эмоциональному развитию школьников с нарушенным слухом учителем-дефектологом должно быть уделено большое внимание наряду с формированием речевого слуха и произносительной стороны речи. Создание ситуации успеха для каждого ученика сделает занятие максимально продуктивным и для ученика, и для учителя-дефектолога. В этом педагогу поможет выполнение рекомендаций по проведению занятий с воспитанниками, имеющими нарушение слуховой функцией. Прежде всего, в целях развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, необходимо использовать звукоусиливающую аппаратуру. На каждом занятии важно вести работу над произносительной и ритмико-интонационной сторонами устной речи. Это значит, что педагогу необходимо использовать элементы фонетической ритмики, корректировать и автоматизировать произносительные навыки  детей. Учителю-дефектологу следует активно применять различные наглядные средства (иллюстрации, речевые опоры). На каждом индивидуальном коррекционном занятии важно широко использовать предметно-практическую деятельность (рисование, иллюстрирование, создание аппликаций и др.) Ведущей формой общения на занятии должна выступать устная речь и ее слухо-зрительное восприятие детьми. Как вспомогательное средство, используется дактильная форма речи. [4, с.13]
Таким образом, развитию эмоциональной сферы школьников с нарушенным слухом, овладению детьми словарем эмоций необходимо уделять специальное внимание в рамках индивидуальных коррекционных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи. Это применимо и при организации коррекционного обучения на всех общеобразовательных уроках, режимных моментах в условиях современной коррекционной школы-интерната.


Список литературы

1. Багрова И.Г., Богданова Т.Г., Большакова Е.А. Сурдопедагогика.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 655 с.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

3.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

4.Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 128 с.

5.Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 248 с.