СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка(из опыта работы школьного музея)"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка(из опыта работы школьного музея)"»

Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка (из опыта работы музея Байкальской средней общеобразовательной школы)

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века,

След эпохи, что вдаль унеслась…

Ю.В.Мазитов

Формирование нравственных и духовных ценностей в системе образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От её решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке. .Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества – единой России.

На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политикаВ условиях резкого социального расслоения значимые ценности отошли на задний план, усилились эгоистические тенденции. Большая часть детей подвержены современным заболеваниям, таким как социальная апатия, бездуховность, детская преступность. В детско-молодежной среде усилились националистические настроения, негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Ребята мало интересуются историей родного поселка, родного края, а если и знают что-то, то только понаслышке, поверхностно. Поэтому мы за последнее десятилетие практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

 Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших :каждый человек, живущий на Земле, должен знать историю своего края, города, посёлка. Исследование родного края способствует обогащению духовного мира, формирует ценностное отношение к культурному и природному наследию, содействует формированию патриотических чувств.

.Полноценное гражданско–патриотическое воспитание возможно только при наличии интересного и необходимого дела. Таким делом, на мой взгляд, сегодня должен стать школьный музей, который может и должен соединять разорванную связь между поколениями. Музей – это хранитель человеческой памяти, а историческая память важна и необходима во все времена в любом государстве.

За период с 1995 года по 2011 год музей МОУ БСОШ накопил огромный опыт работы по всем направлениям гражданско-патриотического воспитания. Благодаря активной, целенаправленной поисково-собирательской работе сегодня в музее хранится более 900 подлинных предметов, документов и материалов, имеющих историческую ценность. Это и предметы народного быта, культуры, экспонаты, отражающие этнографию края, археологию, геологию, флору и фауну Тунгокоченского района. Все они в совокупности имеют огромное значение в воспитании и обучении подрастающего поколения, потому что «музей правомочно считать институтом социально-культурной деятельности, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-объектные отношения, реализующим свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества».(9;5)

В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Своей экскурсионно-просветительской деятельностью «музей…позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во- вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление».(8;7)

Школьный музей не ограничивается поисково-собирательской и экскурсионно-просветительской деятельностью. Накоплен огромный опыт по формам работы, многие из которых стали традиционными: олимпиады, конференции, уроки Мужества, вахты Памяти, митинги, линейки, тематические выставки, экологические рейды, конкурсы патриотической песни, викторины знатоков истории родного края, фольклорные праздники, и др. Такой широкий спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания в школе.

Рассмотрим направления деятельности музея Байкальской СОШ и его роль в возрождении системы гражданско-патриотического воспитания в поселке, исходя из того, что «под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспозиции или выставки в стенах школы, а многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах и экспедициях, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч ».(14) В рамках сетевого взаимодействия организовано тесное сотрудничество общественной организацией «Совет Ветеранов войны и труда п. Вершино-Дарасунского».

Большой интерес школьники проявляют к выполнению поисковых зданий по темам «История развития рудника», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Мгновения Подвига», «Знатные люди поселка», «Улицы родного поселка»….Выполнение подобных поисковых заданий рождает у детей желание узнать больше об истории родного поселка, формирует чувства гордости за его достижения, уважения к его благоустроителям, любви к малой родине и стремлении заботиться о его процветании.

Результатом огромной работы по изучению военной истории поселка, встреч с ветеранами войны и тружениками тыла, записей их воспоминаний стало собрание архива музея, издание книги «Трудовая слава Дарасунцев» и как следствие работы с материалами – написание исследовательских работ учащимися – активистами Совета музея.

Такое дело внесло свой весомый вклад в дело гражданско-патриотического воспитания школьников, поскольку вызвало у них чувство уважения к ветеранам и их боевым подвигам, чувство гордости за боевую историю родного поселка и желание заботиться о представителях славного поколения победителей (тимуровская работа). За каждым классом «закреплен» ветеран войны и труда, над которыми взяли шефство. Ребята поздравляют ветеранов с праздниками (День учителя, День пожилого человека, 8 марта и т. д, ), оказывают помощь в уборке территории и хозяйственных делах.

Большую роль в становлении и развитии патриотического видения мира играет экскурсионно-просветительская деятельность школьного музея, так как «сосредоточенное в музеях культурное богатство обладает особым свойством: оно должно взаимодействовать с сегодняшним миром людей, ибо только в этом случае оно будет давать духовные силы, обогащать жизненные интересы и помысла разных групп населения, способствовать появлению новых мотивов социально значимой деятельности» ,(8;8)

Школьным музеем наработан опыт проведения экскурсий по его экспозициям. Именно системное посещение музея развивает познавательную активность школьников, стремление еще больше узнать об истории родного края, поселка, познакомиться со знатными людьми поселка, внести свой личный вклад участием в социально значимых делах школы. Примером такого дела можно считать акцию «Солдатский платок», когда дети, изучив историю своей семьи писали сочинения о дедах и прадедах – участниках ВОВ, и вышивали их имена на платке, чтобы увековечить память. Для учащихся нашей школы посещение музея – отправная точка в изучение прошлого своей семьи, ее роли в истории поселка, района, страны….

В музее проводится поисковая работа по темам: «Судьба моей семьи в истории поселка (района, страны)» В архивах музея, хранится много работ по этому направлению, материалы которых используются во внеклассной и воспитательной работе.

За 2010 – 2011 учебный год в музее было проведено 27 экскурсий и 37уроков Мужества. Экскурсионно-просветительская работа музея развивает познавательно-мировоззренческую и эмоционально-волевую стороны личности школьника и стимулирует участие школьников в социально значимой деятельности, придавая патриотическую направленность всем их делам, акциям и поступкам. В рамках этой работы оформлены несколько постоянных экспозиций: «Огненная вахта Алдара», «Воину - интернационалисту»; а также временных: «25-летие катастрофы на Чернобыльской АЭС», « Космонавты - забайкальцы», «Так служат наши выпускники» и т.д.

Фактором объединения деятельности учащихся в систему гражданско-патриотического воспитания являются традиции и дела школьного музея. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Следует отметить активное участие детей в научно-практических конференциях: «Шаг в науку», «Юный исследователь Забайкалья» (Шестерикова Ю. 8 кл., Колобова Е. 10 кл., Ланцев В. 11 кл., Бурик Т. 9 кл, Щербакова Е. 10 кл, Богданов А. 7 кл.) Все участники конференций заняли призовые места.

Участие в конференциях формирует у ребят навыки исследовательской работы, написания и оформления своих научных работ, умение работать с первоисточниками, с архивами, систематизировать поисковые материалы. Ребята учатся культуре научного доклада, логичному и аргументированному представлению результатов своей исследовательской работы. В ходе подготовки к конференции появляется желание изучать историю поселка, свою родословную, историю своей школы, военную историю поселка, появляется чувство гордости за достижения земляков, членов своей семьи. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов, в исследованиях и обобщении краеведческого материала в фондах школьного музея старшеклассниками.

Каждый школьный музей считает своим долгом увековечить память земляков – участников Великой Отечественной войны. Созданы постоянные экспозиции на эту тему: «Номоконов», «Этот день Победы», «Они ковали Победу в тылу». Также были составлены и уточнены списки ветеранов ВОВ для издания книги «Запомните нас молодыми»

Гордостью школы являютя витрины музея «Учителями славится Россия - ученики приносят Славу ей». Они расположены на центральной стене и включают в себя фотографии ветеранов педагогического труда, альбомы о них, награды. Рядом размещены портреты выпускников – медалистов, выпускников, ставших педагогами и вернувшихся в родную школу, воспоминания о неординарных личностях выпускников (Васильев Н., Пушкарев И., Смирнова С., Литвиненко С.)


Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения

Считаю, что данная тема актуальна, потому что каждый человек, живущий на Земле, должен знать историю своего края, города, посёлка. Исследование родного края способствует обогащению духовного мира, формирует ценностное отношение к культурному и природному наследию, содействует формированию патриотических чувств

В этом году музей Байкальской щколы не открыл свои двери посетителям ,так как вакансия руководителя музея сокращена.

Однако хотелось бы, чтобы огромная работа таких людей, как: Скобелевой Татьяны Михайловны, Галендухиной Любови Андреевны, Нарышкиной Ангелины Николаевны, которая систематезировала все документы и создала «Летопись школы», художника-оформителя Гуменюк Лидии Егоровны, Золотуевой Галины Ивановны -не была проделана напрасно, чтобы дети могли посещать музей, работать там и находить для себя новое, неизведанное, лучшее, стремиться стать патриотами своего края.

Семенова Галина Анатольевна,учитель истории БСОШ

Список используемой литературы:

1.Вагина Т.В.Трудовая слава дарасунцев.//Вести Севера,№31,2008.-С.3.

2. Галендухина Л.А.Побывал музей на конференции.// Вести Севера,№8,2004.-С.6.

3. Горбунов В.Школьный музей и воспитание патриотизма./Воспитание школьника.-№6,2007.-С.2-7.

4. Калашникова Л.Вспомним всех поименно.//Вести Севера,№8,С.6

5.Калашникова Л.Школьный музей: знать и любить свой край.// Вести Севера,№41-42,1997.-С.6.

6. Костюченко Р.В Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося/Костюченко Р.В.,педагог дополнительного образования, учитель ОБЖМОУ СОШ № 4, г.Лангепас/http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1287506520


7. Куфарова Л.Есть в школе музей.// Вести Севера,№74,2002.-С.6

8.Мазыкина Н.Музей.//Воспитание школьников.-2002,№6.-С.6-11.

9. Нагорский Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство.//Педагогика,2005.-С.3-12.

10. Награда нашим краеведам// Вести Севера,№33,2004.-С.3.

11. Программа развития музея «Память»/Сост.Семенова Г.А.-БСОШ,2010.

12.Программа краеведческого кружка «Поиск»/Сост.Семенова Г.А.-БСОШ,2010.

13.Программа «Истоки» (поисково-краеведческая работа) на 2006-2010 год 14.Филиппова Т.Школьные музеи воспитывают патриотов.//Забайкальский рабочий.

.

15..Чечулина Т. Ю Школьный музей»/Автор проекта:Чечулина Т. Ю.,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 18г. Алапаевск 2009 год/www.ehirit.ru/main/196-aldaru-prisvoili-zvanie...