Макарова Г.В.
Реализация процесса цифровизации в системе среднего образования
В современном мире, пожалуй, непросто найти систему, которая не подвергалась бы изменениям, улучшениям и модернизации. Сфера образования всегда чутко реагирует на любые социальные изменения общества и дает отражение этих изменений на всех этапах образовательного процесса. Из современных тенденций, которые нашли свое отражение не только в обществе, но и в нормативно-правовой базе следует выделить: формирование модели смешанного обучения; переход к онлайн-обучению; создание виртуальной (цифровой) образовательной среды; изменение подхода к управлению образовательными организациями. Данные нововведения связаны с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов. Мы можем проследить их взаимосвязь, с одной стороны, и увидеть влияние каждого в отдельности с другой стороны.
Если мы обобщим процессы цифровизации, то мы можем заметить положительные аспекты влияние на процесс обучения в среднем учебном заведении, такие как:
1)повышение открытости и гибкости образовательного процесса;
2) положительная динамика роста вовлеченности учащихся в процесс обучения;
3) развитие сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений.
Однако, не стоит отрицать тот факт, что процесс внедрения цифровых технологий привносит и некоторые трудности в процесс обучения. Мы имеет возможность наблюдать за тем, какие существенные изменения вносит цифровизация в роли преподавателя и обучающегося, что требует определенной адаптации с обеих сторон. Также стоит отметить, что создание онлайн платформ обучения и виртуальной образовательной среды приводит к необходимости изменений управления образовательной организацией.
Для начала следует рассмотреть тенденцию к формированию модели смешанного обучения и переход к онлайн - обучению, так как данные области модернизации тесно взаимосвязаны друг с другом. Школы не могут отрицать влияние технического прогресса и стараются сделать его выгодными для всех заинтересованных сторон, например, расширение возможностей использования интерактивных методов обучения, которые в свою очередь положительно влияют на вовлеченность учащихся в процесс обучения. Для того, чтобы сделать процесс обучения более гибким, следует прибегнуть к использованию систем по управлению обучением (Learning Management Systems, LMS). Многие исследователи называют данные технологии эффективными, так как они облегчают доступ к учебным материалам. Далее следует рассмотреть технологии, созданные на основе искусственного интеллекта, такие как чат-боты, которые полагают, становятся весьма полезными в организации учебно-образовательного процесса. Исходя из опросов учащихся благодаря чат-ботам их работа, связанная с деятельность городских библиотек, стала более упорядоченной, а следовательно более продуктивной. Они быстрее получают нужную литературу или ответ на свой вопрос; они могут не ходить в библиотеку, а при необходимости работать удаленно. Для некоторых учащихся стало более удобным и психологически комфортным задавать вопросы не лично библиотекарю, а чат-боту. Таким образом, эта технология является для учащихся настоящим помощником, облегчающим их работу с поиском литературы и оформлением соответствующих запросов. В то же самое время чат-боты помогают сотрудникам библиотеки в выполнении рутинной работы, а иногда и выполняют ее за них, что также является одним из несомненных плюсов введения данных систем в работу.
Если рассмотреть внедрение ботов не только для библиотек, но и в более глобальных масштабах, то становится ясно, что в образовательном процессе возникают новые, симбиотические структуры, основанные на сотрудничестве человека и искусственного интеллекта.
Некоторые ВУЗы уже начали проводить лонгитюдные исследования, для того чтобы выявить влияния данных структур на систему высшего и среднего образования в целом и показать социальные результаты выстраивания новых отношений в образовательном процессе.
Следующий тренд - создание виртуально образовательной среды. В некоторых методических пособиях подчеркивается, что использование информационно-коммуникативных технологий, социальных медиа дает возможность обучающимся выступать не только в роли потребителей информации, структурированной по определенным принципам согласно педагогической логике, но и в роли обучающих, которые могут поделиться знанием, дать советы, подсказать решение. У них больше возможностей выступать в качестве активных участников создания знания. Например, следует рассмотреть такие виртуальные образовательные среды как Socrative, Kahoot, Edmodo, и Nearpad, Moodle. Они представляют собой интегрированную платформу для управления образовательными ресурсами, поддержки коммуникации между преподавателями и студентами, оценки качества обучения. Одну из них рассмотрим более детально: Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment — Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) с целью создания единого учебного пространства для всех участников образовательного процесса. Основное преимущество данной системы заключается в том, что платформа предоставляет широкие возможности для творчества преподавателей: конструирования учебных курсов, использования различных форматов предоставления учебных материалов, широкого спектра инструментов интерактивного обучения. Учащимся платформа создает все условия для формирования познавательных стратегий самообучения и самообразования.
По мнению исследователей, создание виртуальной обучающей среды приводит к радикальному изменению роли преподавателя средней школы: из носителя академических знаний и поставщика информации он превращается в обучающего дизайнера, провайдера контента и ресурсов, в наставника учащихся, фасилитатора обучения. Он становится своего рода инженером по обучению, который разрабатывает эффективную и привлекательную образовательную среду, формирующую у учащихся способность учиться в течение всей жизни.
Изменения подхода к управлению образовательными организациями, по мнению Сайкли (Saykili) способствуют развитию и коллективных культурных практик, поддерживающих совместную творческую деятельность преподавателей и учеников, совместное конструирование знаний в процессе обучения. Развитие этих практик — необходимое условие эффективности цифровых технологий и инструментов в системе среднего образования. Школы, активно внедряющие цифровые технологии в образовательный процесс, постепенно переходят от бюрократической к партисипативной модели управления, что не может не иметь позитивного влияния в целом. К примеру, такое позитивное влияние можно проследить в переходе от стандартизированных к индивидуальным образовательным траекториям, позволяющим учащихся активно участвовать в создании знаний, в самообразовании, а администраторам и преподавателям учитывать индивидуальные стили обучения.
В целом в процессе цифровизации система управления школой становится более гибкой, демократичной и открытой для образовательных инноваций.
Резюмируя все вышеперечисленные аспекты модернизации, мы можем сделать вывод о том, что о внедряемые цифровые технологии и инструменты изменяют как саму образовательную ситуацию, так и роли основных участников образовательного процесса, а также правила взаимодействия между ними, из чего можно заключить, что институт среднего образования трансформируется. Однако пока трудно сказать, каковы социальные последствия таких глобальных трансформаций, поскольку, как отмечалось ранее для них необходимы результаты лонгитюдные исследований, которые уже появляются в некоторых исследованиях.