Статья
Тема: «Реализация воспитательных задач в ходе организации кружковой работы по конструированию в ДОУ»
« Ребёнок, прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти, заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании».
Вопрос привлечения детей дошкольного возраста в объединения технического творчества всегда актуален. Ведь, все блага нашей цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с древних времён. Когда человек изобрёл колесо и до сегодняшнего дня, технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека. Конструирование является сложным видом деятельности. Эта деятельность связана с художественным и конструктивно – техническим направлением деятельности взрослых.
Конечно, продукты детской деятельности не несут ни материальной, ни культурной ценности. Однако, детское конструирование и моделирование оказывает благотворное влияние на трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.
В процессе конструирования у ребёнка формируются пространственные представления, речевая и познавательная активность, умение планировать свою деятельность и анализировать предметы окружающего мира.
В нашем детском саду конструктивная деятельность ( помимо образовательной деятельности) реализуется через кружковую работу.
Целью кружка «Юные Кулибины» является: создание организационных и содержательных условий для реализации воспитательных задач посредством технического конструирования.
Задачи:
1.Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине , о материалах, с которыми они работают.
2.Совершенствовать умения работать с разными видами конструктора.
3.Дать возможность дошкольникам научиться планировать свою деятельность.
4.Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
5.Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
6.Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем .
В ходе реализации опыта предполагаю достичь следующих результатов:
Повысится уровень педагогической компетентности по применению конструкторов «нового поколения»
Будет разработана система дидактических игр и НООД по конструктивной деятельности, соответствии ФГОС и ООП ДО
Будет пополнена и систематизирована предметно – пространственная развивающая среда
Вследствие , чего у детей:
Появится положительная динамика уровня знаний , умений и навыков по познавательному развитию
-Ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
-ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен договариваться, учитывать интересы других;
-ребенок будет обладать развитым воображением
-у ребенка будет развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок будет способен к волевым усилиям;
-ребенок будет проявляет любознательность.
Новизна опыта состоит в том, что система работы по конструктивной деятельности, подразумевает не только фронтальную, но и подгрупповую и индивидуальную деятельность в группе детей с ОВЗ
Кружковая работа с детьми осуществляется по Программе дополнительного образования.
Программа кружка составлена на основании, следующих нормативных документов, они на слайде:
Конвенции о правах ребёнка,
ФГОС ДОО
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» ,
Основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной программы «Детство»,
Рабочая программа воспитания ДОУ
Методические рекомендации «Для педагогов дошкольных образовательных организаций» (автор – Раева Валентина Вячеславовна),
Одним из факторов освоения Программы – является стиль общения с детьми на основе личностно - ориентированной модели.
Поэтому, Программа ориентирована на:
Раскрытие потенциала дошкольника,
Индивидуально – дифференцированный подход. Что позволяет систематизировать задания по мере сложности. При этом обучающий и развивающий смысл деятельности сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщать , безбоязненно творить и создавать.
Преемственность дошкольного и школьного образования через адаптацию к учебной деятельности. То есть у ребёнка формируются фундаментальные качества, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Программа предполагает соединение игры, трудовой деятельности и обучения в одно целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.
Программа кружка предусматривает - 1 занятие в неделю , длительность - 30 минут, во второй половине дня.
Тематика занятий дублирует основную образовательную программу ДОУ.
Срок реализации: 1 год.
Реализация Программы осуществляется по трём направлениям:
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
В современном мире выбор для конструирования очень велик и разнообразен. Благодаря мониторингу было выявлено, что старшим дошкольникам наиболее интересен электронный конструктор «Знаток», который приобрёл наш детский сад. Он предназначен для детей с 5 лет. Этот конструктор позволяет ребёнку познакомиться с удивительным миром электроники. Собранные устройства могут подавать световые и звуковые сигналы, вращаться, имитировать звуки, демонстрировать автоматические осветители и другое.
Конструктивная деятельность осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста. Организация кружковой работы предполагает добровольное включение детей в конструктивную деятельность, поэтому для формирования стойкой мотивации к конструированию, существует ряд конкретных условий:
1.Организация предметно – пространственной развивающей среды.
Для этого, были оформлены папки, альбомы, картотеки, дидактические игры, картинный материал, приобретены разные виды конструкторов и строительного материала, подобрана тематическая медиотека, средства ИКТ.
2.Следующее условие – это игровой характер подачи материала.
3.В кружковой деятельности использую разнообразные формы работы с детьми( виртуальные экскурсии, путешествия, развлечения, викторины, выставки, соревнования, использую занятия по интересам, по гендерному разделению , то есть только для девочек или только для мальчиков)
Подводя итог кружковой работы за текущий год ,можно сделать вывод.
Дети:
Умеют работать с разными конструкторами по образцу, схеме, замыслу, условиям.
Знают назначение и составные детали конструктора.
Научились следовать словесной инструкции педагога.
Овладели культурой труда, навыками работы в парах, подгруппами.
Повысился уровень коммуникативных, творческих, поисково – технических способностей.