Статья
«СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Автор Донскова Н.И.
Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в развитии и обучении, педагоги занимаются многие десятилетия. Оказание помощи в хорошей адаптации, учет индивидуальных особенностей, здоровья и др. — все это свидетельствует о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. В ДОО таким детям (по результатам ПМПк) рекомендуется посещение специализированных детских садов или групп компенсирующей направленности. Родителям даются рекомендации.
Педагоги, работающие с детьми с ЗПР проводят процесс обучения дифференцированно, на занятиях используют многократное повторение основного материала, репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону, нужно таких детей учить слушать, пересказывать. Необходимо помнить, что таких детей нельзя торопить, им необходимо «вживание» в усваиваемый материал. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запомнят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания. Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; в старшем возрасте 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом. Задания давать от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
Дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный, поэтому необходимо обучать детей различным техникам запоминания. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику; проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала; материал дробить на части, а не давать целиком.
Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия; необходимо применять красивую, яркую наглядность, так как у таких детей отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация; необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Ни в коем случае не концентрировать внимание на недостатках ребенка; давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. Нужно предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность; учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда, но все обсуждения всегда заканчивать на положительной ноте.
Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
Воспитатель в работе с детьми с ЗПР должен создавать благоприятную обстановку, щадящий режим; использовать приемы и методы обучения, адекватных возможностям детей, обеспечивающих успешность учебной деятельности. Обязательно должна быть дифференциация требований и индивидуализация обучения, специальная организация системы внеклассной, кружковой работы, повышающей уровень развития детей, пробуждающей их интерес к занятиям, игре. (2)
Психологи, учителя, воспитатели должны включиться в эту работу в рамках образовательного учреждения, поддерживая обратную связь с родителями. Для оказания действенной помощи этим детям прежде всего необходима организация серьезной систематической работы с семьями. Именно родители в первую очередь должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, увидеть, отчего те или иные негативные черты характера формируются в условиях семейного микроклимата. В их задачи входит формирование у ребенка навыков регуляции деятельности, самостоятельности, ответственности, стремления к продуктивному усвоению знаний.
Воспитатель должен установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог); посоветовать обратиться за медикаментозной помощью (если в этом есть необходимость) к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет пойти и удовлетворительно учиться по программе массовой школы.