СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Технология проектной деятельности на уроках английского языка, как эффективная педагогическая практика повышения качества образовательной среды школьников с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом  увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.  Это в полной мере относится и к детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Опыт работы с данной категорией детей показывает, что технология проектной деятельности может применяться, как эффективная педагогическая практика повышения качества   образовательной среды  школьников с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Технология проектной деятельности на уроках английского языка, как эффективная педагогическая практика повышения качества образовательной среды школьников с ОВЗ»»

«Технология проектной деятельности на уроках английского языка, как

эффективная педагогическая практика повышения качества

образовательной среды школьников с ОВЗ»

С каждым годом увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Это в полной мере относится и к детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из категории детей с ОВЗ – это дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие школьники). Обучающиеся, которые имеют различные нарушения зрения, испытывают трудности в изучении английского языка. Среди факторов, затрудняющих процесс овладения иностранным языком, можно выделить три группы факторов:

1. Степень и глубина поражения зрительного анализатора. Нарушения зрения зачастую усложняют взаимодействие детей с окружающими. Межличностные отношения слабовидящих в социуме складываются порой нелегко и зависят чаще всего от степени зрительных нарушений. Слабовидящие школьники имеют меньшую возможность выбора контактов и зачастую отказываются от контактов с окружающими, находятся в положении меньшей мобильности. У них сужен круг общения. Наблюдается ограниченность социального и жизненного опыта. Все это приводит к замкнутости, стремлению уйти в свой внутренний мир, неумению общаться, к сдерживанию формирования активных позиций, снижению уровня самостоятельности, неумению принимать решение, нежелание брать на себя ответственность.

2. Уровень речевого развития. Речевые нарушения являются одной из причин затруднений в овладении иностранным языком детей с нарушением зрения. Возникают трудности в звукопроизношении. Словарная работа также сопровождается специфическими затруднениями. Формирование лексического запаса идет сложно. Словарный запас маленький и с трудом активизируется. Страдает  интонационная сторона речи. При чтении, пересказе, высказывании отсутствует интонационная и эмоциональная окрашенность, логические ударения. Речь носит механический характер. Затруднения в изучении английского языка, вызванные речевыми нарушениями, как правило, сопровождаются отсутствием положительной мотивации, заниженной самооценкой, проявляющейся в неуверенности, сниженной активности.

3. Состояние нервной системы обучающихся. У слабовидящих школьников снижен уровень познавательной активности и общего кругозора; неразвитость воображения и наглядно-образного мышления; неустойчивость произвольного внимания.

Подобные трудности носят стойкий характер и требуют специально направленной коррекционно-педагогической помощи. К окончанию основной школы овладение английским языком слабовидящими школьниками должно соответствовать требованиям учебной программы общеобразовательных школ. Овладеть соответствующим уровнем оказывается не просто, в связи с особенностями контингента школ слабовидящих. Они нуждаются в создании особых образовательных условий, исходящих из потребности данной категории обучающихся, и в более, комплексном подходе со стороны всех участников образовательного процесса.

Следовательно, в работе со слабовидящими школьниками с целью оптимизации процесса преподавания английского языка требуется выработка наиболее эффективных управленческих и педагогических практик, методик обучения, использование современных образовательных технологий, учитывающих индивидуальные особенности и потребности слабовидящих школьников, а также, средств и приемов организации работы по изучению иностранного языка.

В рамках единой системы урочной работы по предмету (английский язык) технологию проектной деятельности можно выделить, как эффективную управленческую и педагогическую практику, которая:

- оказывает обучающимся практическую помощь в осознании ими роли знаний в жизни и обучении;

- формирует ключевые компетенции;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся;

- мотивирует учеников к изучению английского языка и получению новых знаний.

Применение и использование технологии проектной деятельности включено не только в общеобразовательную систему, но и в работу с детьми, имеющими особые возможности здоровья, к которым относятся дети с нарушением зрения. Метод проектов представляет собой гибкую и эффективную модель организации образовательно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность - одно из важнейших направлений личностно-ориентированного обучения. Проектирование направлено на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников. Проектный метод обучения, при его умелом применении, позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности, включает школьников в успешную учебную деятельность, формирует и удовлетворяет познавательные запросы и потребности школьников, создает условия для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Ценность метода проектов состоит в том, что он реализуется в деятельности. Только личная заинтересованность в получении результата и положительная мотивация могут поддержать самостоятельность ребенка. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающегося в учении, непосредственно связанную с опытом ее применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса обучающегося.

Проектная деятельность основывается на: развитии познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления; самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени;  решении какой-то значимой для учеников проблемы;представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.) в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;  сотрудничестве обучающихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").

Проектная деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, и значим для обучающихся.

Для ученика проект - это возможность проявить активность, самостоятельность в поиске решения проблемы; возможность максимального раскрытия творческого потенциала; развить коммуникативные умения и навыки. Умение представить свою работу и показать себя наилучшим образом, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.

Для учителя проект-это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность; способ организации работы с различными группами учащихся, что означает пути продвижения каждого обучающегося от более низкого к более высокому уровню обучения (от репродукции к творчеству).

В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках изучаемого программного материала фактически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.

Требования к проекту. Каждый проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть непредсказуемым в процессе работы и по завершении; быть гибким в направлении работы и скорости выполнения; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей школьника при решении более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Планируемые результаты проектной деятельности: формирование индивидуальности и  социального самоопределения; формирование коммуникативной компетенции и навыка индивидуальной и командной работы; повышение познавательной активности и интереса к языку; развитие инициативы, самостоятельности, способности давать адекватную оценку действиям своим и чужим, развитие творческих способностей.

- личностные результаты. В процессе работы над проектами обучающиеся осваивают навыки самоорганизации, контроля выполнения собственных планов, соотнесения амбиций и возможностей, взаимодействия с партнером.

Деятельность обучающихся. В процессе работы над проектами ученики занимаются поиском информации, работой с поисковыми системами, словарями, справочниками, оценкой информационных источников и оценкой корректности информации, представлением результатов (создание презентаций, стенгазет, плакатов, альбомов). Результаты своей деятельности ученики представляют на английском языке. Рассказывают о ходе выполнения проекта, выборе и использовании литературы и других источников информации, решении проблем, содержательных и организационных, возникавших в ходе выполнения работы, в том числе этапа представления материала, отвечают на вопросы других учеников (социализация проектной деятельности).

Использование ИКТ. В процессе работы над проектом обучающиеся самостоятельно проводят поиск информации, в том числе в сети Интернет, взаимодействуют с партнером и учителем, ученики представляют результаты деятельности в виде электронной презентации в программе Power Point.

Наиболее привлекательными для учеников являются творческие проекты, которые позволяют каждому ребенку, независимо от уровня его языкового развития, реализовать себя, раскрыть свои потенциальные возможности, почувствовать себя успешным.


Вывод. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции и как способ развития творческих способностей обучающихся позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы.

Осознание педагогом специфики работы со слабовидящими школьниками, создание благоприятных условий обучения, поиск современных и эффективных технологий обучения позволяют повышать качество образования и улучшать результаты обучающихся с особыми возможностями здоровья, дают им понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством познания, самореализации и социальной адаптации. Использование современных образовательных технологий позволяет достигать хороших результатов в изучении английского языка. Внедрение проектной деятельности в систему образования обеспечивает существенное повышение качества образования. Проектная деятельность открывает путь к индивидуальному самосовершенствованию и возможность реализации компетентного потенциала каждого школьника. Проектная деятельность помогает формировать у обучающихся навыки планирования, сбора и обработки информации; уметь анализировать, составлять план работы, отчет, оформлять проект; стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.

В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:

1. Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.

2. Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

В практическом плане дает возможность :

1. Овладеть навыками работы с различными сетевыми ресурсами (в том числе и сетевыми).

2.  Активно внедрять в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.

3. Совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя учебные и специальные учебные умения.

4. Повысить мотивацию обучающихся и снять языковой барьер.

5. Получить бесценный опыт публичных презентаций во время аргументированной защиты своей концепции и оценки работы по обозначенным критериям.

Коммуникативная и языковая компетенция обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность, отражается на результатах их участия в предметных олимпиадах, конкурсах, публичных выступлениях. Использование технологии проектной деятельности в дальнейшем позволяет ученикам достигать более высоких результатов и способствует формированию у них предметных результатов.

Технология проектной деятельности на уроках английского языка является эффективной управленческой и педагогической практикой и позволяет стимулировать развитие познавательных способностей личности, развивать коммуникативную компетенцию, корригировать имеющиеся у слабовидящих школьников трудности в изучении иностранного языка, тем самым, создавая положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Библиографический список

Правовая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2011.2. Примерные программы основного общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2011.

Учебные пособия:

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений/И.А.Колесниковп, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой – М.:Издательский центр «Академия»,2005

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. ; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.

Монографии:

1. Антипов А.Г., Петрушина А.В., Скворцова Л.И. Скворцова и др. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990.

5. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. М.: Академия, 2007

6. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005

7. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. – 2004. - №5.  

8. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов /Д: Учитель, 2007

9. Литвак А.Г.. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников.- Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2007

11. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 1995

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,1998

13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ ИЯШ. -№2,3-2000

14. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве//Иностранные языки в школе. – 2000 - №1.

15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005

16. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006

17. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2007