Просмотр содержимого документа
«Статья "Уровни познавательной активности"»
Уровни познавательной активности.
Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Каждая эпоха предлагала свой путь решения этой проблемы. В русле современных решений этой проблемы выделяется уровневый подход к обучению.
Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познавании. Опытный учитель с первых уроков в новом классе может разделить учащихся по степени познавательной активности. Выделяются следующие уровни познавательной активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий.
Нулевой уровень. Учащиеся с данным уровнем, как правило, пассивны, с трудом включаются в работу. У таких детей активность возрастает постепенно. Не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Одним из приемов работы с такими учащимися является выполнение задания в небольшом объеме. Деятельность учителя в классе с нулевым уровнем познавательной активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение ребят в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности, ожидание уроков. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.
Относительно-активный уровень. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой. Дети с желанием приступают к новым видам работы. В этой ситуации внимание учащихся можно «держать» вопросами, но задает их не учитель, а сами дети. В конце урока ученики должны задать не менее пяти вопросов по теме урока.
Умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели отличает учащихся с исполнительно- активным уровнем познания. Основными приемами, стимулирующими учащихся этого уровня, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках.
Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Для таких учащихся необходимо использовать элементы технологии проблемного обучения. Включать в структуру урока проблемные вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами, используя ранее полученные знания, дополнительную литературу по изучаемой теме.
Таким образом, познавательная активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ученика; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности(учебной, познавательной, социальной) учащегося.