СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья в педагогический альманах: "Идеи великого педагога А.С. Макаренко о воспитании в семье в опыте современной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья в педагогический альманах: "Идеи великого педагога А.С. Макаренко о воспитании в семье в опыте современной школы"»

Идеи великого педагога А.С. Макаренко о воспитании в семье в опыте современной школы

Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги”. 

(Антон Семёнович Макаренко)
 

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны…Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слёзы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Эти слова написаны много лет назад А.С.Макаренко, но они до сих пор являются частью той воспитательной программы, которая нацелена на воспитание полноценного, добропорядочного гражданина. Работая в школе, понимаешь, что нужно возвращаться к истокам, к трудам тех великих педагогов, на учениях которых было воспитано не одно поколение.

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

Изучая труды Антона Семёновича Макаренко, мы обнаружили одну закономерность, которую сразу же попытались переложить на современное общество. В ходе своего поиска истины, мы обнаружили, что главным звеном в воспитании современного школьника является родительский авторитет.

Мы все знаем, что воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать на принципах равенства, товарищества и уважения. 

Наконец, самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Как сказал А.С.Макаренко: «Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело».

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает не просто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создаёт свою культуру отношений, воспитания и общения.

А.С. Макаренко обращает внимание на необходимость постановки конкретных целей воспитания. Воспитание не может быть успешным, если у родителей нет определённого идеала человеческой личности. Самотек в воспитании хуже любой самой несовершенной программы, а результаты всегда случайны. Каким должен быть сын или дочь – это должно быть предельно ясно отцу и матери. Кем будет ребёнок через 20 лет – это вопрос будущего.

Проводя родительские собрания, мы постоянно проводим социологический опрос, в анкеты которого включаем те вопросы, которые помогают раскрыть родителя и ребёнка и определить какие отношения между ребёнком и родителем в данной семье, и какое воспитание в этой семье – авторитарное или демократическое.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле они очень сильно ошибаются. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой цели нужно стремиться. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели теряют свою силу: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.

Есть очень много сортов ложного авторитета. У А.С.Макаренко представлено около десятка авторитетов: подавления, расстояния, чванства,

педантизма, резонёрства, любви, доброты, дружбы, подкупа

Но бывает часто и так, что родители, вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало, и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель покричал и за пустяк наказал ребёнка, завтра он признаётся ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители «всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают» – говорил А.С.Макаренко. Часто бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

В современной жизни, часто очень бывает и так, что родители (в силу своей занятости) просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в современной семье?

Если главным основанием родительского авторитета в советской семье была только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение, то современного подростка сейчас этим не пробьёшь, и приходится искать другие пути воздействия на подростка и авторитет современного родителя.

Как только дети начинают подрастать, их всегда интересует: чем занимаются родители, какая у них профессия, какой у них авторитет на работе. Отталкиваясь от своих собственных наблюдений, они начинают искать пути, помогающие найти связь с родителями. Многие родители считают это проникновением в их частную жизнь и начинают дистанциировать собственного ребёнка, соблюдая при этом авторитарный (ложный) режим воздействия. 

Сейчас в современной школе пытаются возродить традицию воспитания гражданина-патриота, что тоже помогает в семье добиться в воспитании (через гражданскую позицию) определённых результатов. Если ребёнок видит, что успехи родителей приносят пользу стране и обществу, то он тоже будет стремиться соответствовать авторитету родителей.

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Как пробудить инициативу педагогов, создать положительную мотивацию деятельности в педагогическом коллективе по осуществлению педагогического проекта? Всё это проявляется в умении провести интересный семинар или практикум классных руководителей, оказать конкретную помощь молодому педагогу, компетентно выступить на классном или школьном родительском собрании, на Дне открытых дверей. При проектировании работы по этому направлению хочется укрепить характер взаимоотношений школы и родителей, сформировать эффективно функционирующий Родительский комитет школы, разделив, таким образом, ответственность за качество образования поровну. В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Учитывая цель родительских собраний: единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в общеобразовательных учреждениях, работа с родителями осуществляется в следующих направлениях: 


  • Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа. 


  • Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними. 


  • Защита прав ребёнка. 


  • Связь семьи со школой.


Мотивация на воспитание со стороны родителей и на обучение со стороны учащегося.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов. Поэтому целесообразно на родительские собрания приглашать специалистов: психологов, социологов, школьного медика и др.

В современной школе сейчас очень большое внимание уделяется работе с родителями, где через различные семинары, лектории, дискуссии, учителя, психологи пытаются научить родителя быть правильно адаптированным в воспитании гражданина и человека с большой буквы. При этом стараются разработать совместный план работы, в котором обязательно должен присутствовать пункт, в котором бы отражался авторитет семьи и школы для воспитания успешной личности. 

Прошло более сорока лет после опубликования «Книги для родителей» и лекций А. С. Макаренко по семейному воспитанию. Произошли огромные изменения в нашей жизни, накоплены новые данные о воспитании детей в семье, глубоко и всесторонне разработаны проблемы школьного воспитания, но не стареют идеи выдающего педагога.