ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Главной задачей реализации ФГОС в современной школе выбрано раскрытие способностей каждого ученика, чтобы стать конкурентно способной личностью в современном высокотехнологичном мире.
Проблема развития творческих способностей школьников является одной из наиболее актуальных и востребованных современным обществом.
Современный человек живет в мире, далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни. В геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого овладения некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Задача современной школы и учителя состоит не только в том, чтобы дать ученикам как можно более глубокие знания по предмету, но и развить их творческие способности. То есть раскрыть в детях те качества, которые лежат в основе творческого мышления. сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности стало приоритетной задачей современной школы.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.
Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования.
Ученые–исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.
Как же выявить и развить творческие способности у детей на уроках изобразительного искусства? Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности, на мой взгляд, возможно только при условии творческого подхода самого учителя к процессу обучения. Я говорю о совместном поиске, о сотворчестве. В результате систематической и целенаправленной работы у детей постепенно формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, образное мышление, появляется положительная мотивация, направленная на поиск нового, нестандартного, оригинального.
Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все ученики класса. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. На таких уроках я часто применяю нетрадиционные техники рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - как маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
учит детей работать с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
На своих уроках и, особенно, на занятиях кружка «Волшебная кисть» я довольно часто использую нестандартный подход и креативные методики в обучении рисованию. Я хочу поделиться с Вами, коллеги, некоторыми из них.
Посмотрим на работы моих учеников, которые получились в результате применения некоторых нестандартных изобразительных техник.
Упражнение на нахождение конкретного животного среди множества хаотично проведённых линий в замкнутой плоской фигуре.
Суть этого упражнения заключается в том, что сначала ученикам предлагается произвольным образом заполнить какими-то линиями прямоугольник, а затем среди этих линий отыскать, например, образ какого-то животного и как-то выделить его. В данном случае было предложено найти образ слона. Вот что получилось у моей ученицы. Мне кажется, что у ребёнка получилось проявить творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Рис. 1 Рис. 2
Следующая техника называется «Монотипия».
Её суть заключается в том, чтобы в совершенно случайной кляксе или её оттиске увидеть чей-то образ и, слегка дорисовав его, получить вполне узнаваемую картинку. В данном случае получилась очень симпатичная бабочка. Результат в такой технике исполнения всегда непредсказуем. Получаются очень креативные работы, ведь ученик поставлен в нестандартную ситуацию и должен решить поставленную перед ним задачу. Вот пример применения этой техники. Это тоже детская работа.
Рис. 3
Ещё одна техника рисования «Дудлинг». На ней я хочу остановиться немного подробнее. Научиться рисовать в этой технике я бы посоветовала не только ученикам, но и всем, кто хочет развить творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Дудлинг- один из стилей современного абстрактного, спонтанного рисования, которым могут заниматься все желающие от мала до велика, - особой подготовки здесь не требуется. [1]
Слово дудл переводится как каракули. Но это не значит, что дудлинг это рисование одних каракуль не совсем понятных или некрасивых. Самое главное преимущество дудлинга в том, что его может рисовать любой из вас. И не важно ребёнок это или взрослый человек. Для этого не нужны какие-то особые материалы или способности.
Плюсы от рисования в технике дудлинг:
рисование рассматривают как способ помедитировать
можно на некоторое время отвлечься от насущных проблем
можно увидеть привычные вещи свежим взглядом
возможность перенастроиться и вдохновиться на новые проекты
является прекрасным средством от бессонницы
способ повысить самооценку
рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс
способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк
повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика [2]
Рассмотрим несколько самых популярных видов дудлинга.
Абстрактный дудлинг. Суть абстрактного дудлинга заключается в том, что здесь рисуют узоры, точки, запятые, палочки, чёрточки, фигуры, завитки и много чего другого, что выдаст ваша фантазия. Можно нарисовать какую-то геометрическую фигуру: ромб, квадрат, круг и т. д. или рыбку, цветок, лошадь, всё, что угодно, и уже дальше эту фигуру разбить на секции и блоки и заполнять эти секции и блоки различными узорами.
[3]
Рис. 4
Следующий вид дудлинга – пейзажи. Основное содержание пейзажей это цветы, листочки, деревья, горы, вода, что-то такое довольно примитивное, и всё это тоже заполняется узорами.
[4: 5]
Рис. 5 Рис. 6
Словесный дудлинг. В чём он заключается? Мы пишем слово или словосочетание. Здесь можно поэкспериментировать со шрифтами, можно даже привнести элементы колиграфии. Вокруг надписи пространство тоже можно заполнить узорами, но так, чтобы не потерялась надпись.
[6]
Рис. 7
Портретный дудлинг . Не надо бояться, что вы не умеете рисовать портрет, черты лица, здесь этого и не надо. На самом деле в этом виде дудлинга всё довольно примитивно, нет никакой реалистичности.
[7]
Рис. 8
Сюжетный или тематический дудлинг . Брать можно любую тему: школа, путешествие, магазин, и др. Например, если выбрана тема кино, то на рисунке можно изображать билетики, попкорн и т.д. Этот вид дудлинга развивает ваше воображение, мышление, расширяет кругозор, набивает руку, улучшает глазомер.
[8]
[9]
Рис. 9 Рис. 10
Что нужно для начала? Подойдёт обычный лист бумаги (формат может быть разным: А6, А5, А4), это может быть просто блокнот с нелинованной бумагой, или для начала в клеточку. Так же понадобится гелевая, а ещё лучше капиллярная ручка. Отличие гелевой и капиллярной ручки заключается в том, что капиллярная сохнет быстрее, чем гелевая, а значит ей можно быстрее работать и не бояться смазать картинку. Можно рисовать даже простой шариковой ручкой. Если вам больше нравится цветной дудлинг, то можно рисовать цветными карандашами или цветными гелевыми или капиллярными ручками.
Полезные рекомендации для новичков, как рисовать дудлинг. Конечно, универсальных советов тут быть не может, но всё же есть несколько рекомендаций, которые на начальных этапах сделают этот творческий процесс более удобным и приятным: Нарисовать дудлы можно разными инструментами — ограничений нет, но лучше выбирать те, которыми вам удобно работать, приятно держать в руках. Эмоциональный настрой здесь важен, так как он влияет на весь процесс и зависит от таких, казалось бы, мелких деталей, как мягкость карандаша, яркость цвета. Многие мастера дудлинга не являются профессионалами, просто они любят проводить каждую свободную минутку за любимым увлечением. Так постепенно оттачивается мастерство, тренируется глазомер, креативность, чувство композиции и раз от разу дудл-картинки получаются всё лучше и лучше. Поэтому неплохо бы завести полезную привычку дудлить ежедневно по 15-20 минут. И руку потренируете, и эмоциональное состояние сбалансируется. Для начала позвольте себе просто попробовать рисовать в этой технике. Находите удовольствие в процессе, акцентируйтесь на том, что вам нравится, что у вас получилось в рисунке. Бывает трудно начать рисовать на белом листе, тогда можно потренироваться на черновиках, отрабатывать детали, части рисунка, тренировать руку и глаз, копируя простые шаблоны, которые можно легко найти в интернете. Сначала нужно набить руку, рисуя разные части узоров (варианты мотивов во множестве можно найти в интернете). Когда научитесь рисовать отдельные детали орнаментов, то можно попробовать соединять их в композиции. Было бы неплохо выделить специальный маленький блокнот для зарисовки понравившихся мотивов и узоров, тренировки руки – его удобно носить с собой везде и пользоваться при случае.
Творите под какую-нибудь приятную музыку, чтобы внимание рассеялось, а сознание переключилось. Возьмите в руку карандаш, линер или ручку и займитесь рисованием, выводя линии и не задумываясь о том, куда и как их нужно вести. Особо не зацикливайтесь, слушайте музыку, пусть рука сама свободно водит ручкой по листу. Так может получиться изначальный контур для рисунка, а потом пустое пространство внутри контура уже будет заполняться узорами. В качестве примера приведу мини мастер класс
[10]
Рис. 11
Возможно, захочется поэкспериментировать с цветом — в дудлинге это вполне допустимо. Кто-то рисует в черно-белых, синих, зелёных тонах, а кто-то использует всю палитру цвета. Всё зависит от воображения и вкусов художника. Так что творите, выдумывайте и пробуйте с удовольствием и делайте это вместе с детьми.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных, креативных техник значительно повысило интерес детей к рисованию, дети стали активнее включаться в любые творческие процессы, стали более уверенными в себе. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают ученику находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Использованы интернет ресурсы:
1. https://naturopiya.com/art-terapiya/dudling/dudling-sxemy.html
2.https://heaclub.ru/tehnika-risovaniya-zentangl-i-dudling-risunki-v-stile-dudling-poetapno-karandashom-i-na-nogtyah-dlya-nachinayushhih
3. https://shutniki.club/kartinki/28417-raskraski-dudling
4.https://www.pinterest.ru/pin/388576274093804039/
5.https://i.pinimg.com/736x/c5/33/48/c533487821ef08ebe953de9317fd0312--sky-night-night-time.jpg
6.https://naturopiya.com/art-terapiya/dudling/kak-risovat-dudling-stil.html?yrwinfo=1608889694037419-616426065320658299600107-production-app-host-vla-web-yp-356
7. https://wikiw.life/handmade/risovanie/zentangl-i-dudling.html
8. https://art-fashn.ru/wp-content/uploads/2019/11/e8e1f33253c6f662e5cda9b11d3bdbc4.jp
9. https://www.pinterest.se/pin/322711129529959378/
10.https://i.pinimg.com/736x/30/70/40/3070402e4fbe88b8d423fd31074a142b--zen-doodle-doodle-art.jpg