Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 10»
- «Взаимодействие общего и дополнительного образования в современных условиях»
Подготовила:
педагог дополнительного образования;
зам. директора по УВР
Алехина Галина Ивановна
г. Железногорск 2019г.
- Взаимодействие общего и дополнительного образования
- в современных условиях.
В условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты место и роль дополнительного образования детей в условиях массовой школы возрастает. Происходит смещение акцента воспитательных функций с семьи на образовательные учреждения.
Поэтому государство предъявляет все большие требования к образовательным институтам общества, на которых помимо обучения возложена серьезная функция воспитания, формирования морально-нравственного облика будущего поколения.
Целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и социализации, самоопределения и самореализации ребенка.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств. Оно нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят. С помощью дополнительного образования можно постепенно определиться в выборе интересов, а иногда даже и профессии.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании многогранной личности, оно многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте – в школе.
Дополнительное образование по самой своей сути является личностно ориентированным.
Дополнительное образование – благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.
Преимущества работы дополнительного образования следующие:
– общение в разновозрастных и смешанных группах;
– практика социально-значимых дел;
–творческая, проектная деятельность;
– разнообразные игровые методики;
– коллективные творческие дела.
Формы взаимодействия между школой и дополнительным образованием. Они не являются исчерпывающими:
– организация совместных мероприятий;
– использование программно-методических материалов друг друга;
– деятельность в рамках муниципальных программ;
– участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах,
конкурсах, выставках;
– проведение открытых занятий;
– взаимодействие по образовательным областям.
Процесс интеграции сложен и для его реализации можно выделить определенные условия:
1. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества.
2.Взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
3. Наличие общего программно-методического пространства.
Таким образом, педагоги дополнительного образования становятся важным компонентом образовательных сетей, формирующих портфолио достижений обучающихся.
Кроме того, создаются условия для обмена педагогическим опытом .
Дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.