СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

STEM-урок "Конек - Горбунок" (лепка)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«STEM-урок "Конек - Горбунок" (лепка)»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 45 г. Витебска имени В.Ф. Маргелова»















Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство»

Конек-Горбунок (лепка)

(2 класс)























Подготовила: Бородина А.П., учитель начальных классов





Витебск, 2021

Тема: Конек-Горбунок (лепка)

Цель: расширение представлений о скульптуре как виде изобразительного искусства

Задачи:

  • познакомить со старинными мерами на примере сказки Ершова «Конек-Горбунок»;

  • пополнять лексический запас слов учащихся;

  • способствовать воспитанию эстетического отношения к искусству, интереса к чтению и книге.

  • способствовать воспитанию взаимовыручки, дружбы, умения преодолевать трудности;

  • развивать мелкую моторику.

Предметы: изобразительное искусство, инженерия, математика, литература, физика, география.

Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; пластилин, карта Европы, презентация.




Ход урока


  1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,-

Начнем скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке :»Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.


  1. Вступительная беседа

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Предлагаю вам отгадать мою загадку:

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей.

Сизый пар кипит и пышет

Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал.

Встрепенулся – и в поле

Быстроногий поскакал. (Конь)Слайд 2

Конь – это благородное, гордое, красивое и преданное животное. С давних времен он был верным другом и помощником человека.

Одомашненная лошадь и осёл выполняли большинство тяжёлой механической работы для человека до изобретения парового и электрического двигателей.

Когда Джеймс Уатт изобрел паровую машину, то для демонстрации возможностей машины ему пришлось сравнивать мощность нового устройства с мощностью лошади. В результате была введена единица мощности — лошадиная сила. Слайд 3

До изобретения  двигателя внутреннего сгорания основной экологической проблемой городов был конский навоз и моча. Одна лошадь выделяет в среднем 15 кг навоза и 4 литра мочи в день. В крупных городах конца XIX века, таких как Лондон, Париж и Нью-Йорк в транспорте было занято от 200 до 500 тыс. лошадей, оставлявших на улицах огромное количество навоза. Проблема очистки улиц была решена лишь с заменой лошадей автомобилями в первом десятилетии XX века. Слайд 4

Давайте вспомним произведения, в которых встречается конь. «Иван царевич и серый волк», «Сивка –Бурка», «Царевна – лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Морозко», «Слепая лошадь».

Слайд 5

Еще в былинах у всех богатырей были сильные, богатырские кони. Рассмотрите иллюстрации к сказкам и ответьте: Все ли лошади похожи? Какой конь отличается от всех? Что это за сказочный конь?

Разгадайте пиктограмму:

СГТОМРБХАУНВТСМОХКАВ

Чем отличается «Конек – Горбунок» от обычного коня ? Слайд 6





Ростом (Три вершка, короткие ноги, на спине с двумя горбами, большие уши (Аршинные).

(Изучение слов «Три вешка»«Аршинные» уши)

Арши́н: старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;

Другое название этой меры — шаг. В сотнях шагов был проградуирован прицел на винтовке образца 1891 года (Мосина), винтовке Бердана, пулемётах Максим и других системах, бывших на вооружении Русской императорской армии, хотя высоты на топографических картах указывались в саженях. Слайд 7



Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». Макс Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца». Слайд 8

  1. Знакомство со сказкой

Прослушайте аудиоприложения сказки (https://www.youtube.com/watch?v=ID0BHUv8zLQ) .

Найдите в словаре значение слов: пенять, балаган, жомах, седмица, городничий, бич.

Объясните значение фразеологизмов:

Сонная тетеря – 1. О человеке, который очень любит поспать. 2. О нерасторопном, медлительном, вялом человеке.

Мыкать век – жить мучительно тяжело, бедствуя и терпя большие лишения.

Определите жанр произведения:

Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)

На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и народные)

Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)

Какие виды народных сказок вам знакомы? ( Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)

О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)

О чем рассказывают волшебные сказки? ( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)

О чём нам рассказывают сказки о животных? (В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)

Физкультминутка.

1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки вытянуты в стороны. Выполнить круговые движения руками.

2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть левую руку вверх, прогнуться вправо, вернуться в исходное положение, затем выполнить упражнение в другую сторону

3. Потренируем мышцы глаз: сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна).

- Достаточно, ребята, приступаем к работе.


  1. Постановка проблемы.

Конек-Горбунок насколько известен, что в некоторых городах этому персонажу установлен памятник. Слайд 10-12

К какому виду изобразительного искусства мы относим такого рода памятники? (скульптура)

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

А хотели бы вы себе такого преданного, хорошего друга, как наш конек из сказки? Вот сегодня каждый из вас попробует создать своего Конька-Горбунка, а создавать его будем из пластилина.

Сегодня я покажу вам, как вылепить Конька – Горбунка. Обратите внимание, какой формы пластилин? (Валик) 

Сгибаем его дугой, затем стекой надрезаю с одной стороны почти до середины и делю на 2 части, одну поднимаю вверх для шеи и головы. Нижние части мы делим пополам, чтобы получись пары ног – передние и задние. Верхнюю часть пластилина мы оттягиваем, сначала шею, потом придаем форму голове (Немного удлиненная и заостренная). От спины оттягиваем 2 горба и аккуратно все заглаживаем Осталось дополнить нашу работу деталями: грива, хвост и уши. Делим кусок пластилина на 3 части для гривы, хвоста и ушей. Из одной части скатываем столбик, делим пополам, сплющиваем и немного заостряем – это уши. Из второй тоже скатываем столбик, сплющиваем, по длинной стороне оттягиваем и прищипываем, придаем форму гривы. Таким образом, делаем и хвост. Присоединим все к туловищу и наш Конек – Горбунок готов.

Пальчиковая гимнастика:

Стоит в поле теремок –

На двери висит замок.

Открывает его волк-

Дерг, дерг, дерг, дерг!

Пришел Петя – петушок

И ключом открыл замок.


В процессе работы добиваться выразительности решений. В конце ребята представляют свои работы. Обсуждение какой конек получился самый быстрый, самый яркий, у кого красивая грива и т.д. Приложение 1

  Определение главной мысли.

Технология «Корзина знаний»

Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю? (настоящей дружбе, победе сил добра и справедливости над силами зла, ведь жадность ни к чему хорошему не приводит, а добро, честность и справедливость всегда побеждают зло)

Вывод: Главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.


  1. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?



Приложение 1