СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворение общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Прокофьев «Как на горке на горе», Фет «Чудная картина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Прокофьев «Как на горке на горе», Фет «Чудная картина».»

Тема: Стихотворение общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Прокофьев «Как на горке на горе», Фет «Чудная картина».

1. Проверка домашнего задания (с. 4-6 задания)

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нас ждет уже известный нам вид работы, а именно работа над стихотворением. Мы также превратимся в сочинителей, в соавторов небольших миниатюр. Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года.

3. Введение в тему.

- Я предлагаю вам из букв собрать литературное слово. (Слайд № 2)

П Э И О З Я

- Верно, это слово поэзия.

- Знаете ли вы, что обозначает слово поэзия?

(выслушиваются предположения детей:

Поэзия – это искусство.

Поэзия звучит как музыка.

Поэзия – когда видишь прекрасное.

Поэзия — это рисование словами.

Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

Поэзия - это язык души. Поэзия – это искусство, в котором каждое слово волнует. Поэзия – это музыка из слов. Поэзия – это речь, которую надо уметь слушать и видеть.


- А кто создает поэзию? (поэты)

- Каких поэтов вы знаете?

- Все перечисленные вами гениальные поэты обладали талантом так построить нашу речь, чтобы она звучала как музыка, это те люди, которые умели выразить словами то, что словами не выражается.


4. Работа над поэтическим произведением А. Фета.

- И сегодня мы познакомимся с двумя поэтами разных времен, разных веков.

- Афанасий Афанасьевич Фет – великий русский поэт, родившийся почти двести лет назад. Он любил русскую природу, ведь вырос он в деревне. В детстве будущий поэт вместе с другими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом. Русской природе посвящена значительная часть его стихов, например, и то, что мы сегодня изучаем.

- Послушайте стихотворение (учитель читает наизусть стихотворение А. Фета «Чудная картина»)

- Совпало ли ваше видение с тем, что вы услышали?

- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

- Стихотворение спокойное, оно вызывает легкую грусть.

- Откройте учебник на странице 6. Я предлагаю вам прочитать стихотворение про себя, молча.

- Какое время года изобразил поэт? Какие слова помогают это понять?

- Какое время суток? Докажите словами.

- Почему зимой ночью автор видит «чудную» картину?

- Прочитаем стихотворение вслух. (1 ученик)

- Какие картины, образы возникли у вас в воображении при чтении стихотворения?

- Как выдумаете, какое чувство испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (любовь к родной природе)

- Какие слова помогли это понять? (чудная картина, родна)

- Почитаем стихотворение в парах. Какое настроение будете передавать своим чтением? (спокойствие, легкую грусть)

-Чтение стихотворения наизусть.


- Прочитайте автора следующего произведения и название стихотворения.

-Александр Андреевич Прокофьев – поэт, живший в другое время, в другом веке, более близком нам. Он вырос в семье рыбака. Окончил три класса, служил в армии, как и все работал и писал стихи о деревне, детях.

- Для того, чтобы стихотворение легче читалось, давайте разберем эти две строчки.

С горки – ух!

На горку –ух!

- Как вы понимаете эти строки?

- Почему употребляется одно и тоже слово?

- Одно и то же слово ух, а состояния у человека разные. Какие чувства испытываешь при первом ух, при втором? (радость при спуске и немного тяжело при подъеме)

-Чтение стихотворения (1 ученик)

- О чем это стихотворение? (о зимних развлечениях, а точнее о катании детей с горы)

- Прочитайте стихотворение про себя и определите характер произведения, какое оно? (стихотворение доброе, веселое)

-Прочитаем вслух стихотворение, передавая чтением настроение произведения?

- Мы познакомились с двумя произведениями. Почему Афанасий Фет и Александр Прокофьев по – разному видят Зиму? (жили в разное время, каждый по- своему любил зиму)


5. Создание акротекстов.

- Мы прочитали авторские произведения о зиме, а теперь попробуем сами быть авторами, сочинителями. Поэзия — это не только стихи, поэтому мы будем создавать акротексты.

- Что такое акротекст? (небольшой рассказ на определенную тему)

- Прочитайте про себя стихотворение.

С неба падали пушинки

На замершие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой – тополя

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? - ты спросишь,

Имя здесь я написала.

– Кто догадался, о чем это стихотворение?

- Отгадку вы найдете, если прочитаете первые буквы стихотворении, читая сверху вниз. Такой вид стихотворений называется акростихом.

- Сегодня мы научимся составлять акротекст.

Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста нет рифмы, он похож на небольшой рассказ.


- Работа в парах. Я предлагаю каждой паре кроссворд, где нужно разгадать его и узнать ключевое слово из прочитанных стихов и по нему составить акротекст про зиму, зимние развлечения. Свои произведения запишите на листочках. Можете составить несколько акротекстов.


Дети работают каждый в своей паре, учитель помогает по мере необходимости.

- Прочитаем ваши акростихи.