СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворения отечественных поэтов XX века. В.С. Высоцкий «Песня о друге», «Он не вернулся из боя»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стихотворения отечественных поэтов XX века. В.С. Высоцкий «Песня о друге», «Он не вернулся из боя»»

Урок №65.

Тема: Стихотворения отечественных поэтов XX века. В.С. Высоцкий «Песня о друге», «Он не вернулся из боя»

1 час.


Цели:

  • О: раскрыть идейное содержание стихотворения В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»; знакомство учащихся с содержанием стихотворения;

  • Р: развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков выразительного чтения;

  • В: воспитание чувства уважения и благодарности сражавшимся в годы ВОВ.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

  1. Актуализация знаний. Биография Высоцкого.

Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .

Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре. (презентация)

Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так,

Если сразу не разберешь

Плох он или хорош

Парня в горы тяни – рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой

Там поймешь, кто такой.

Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.

Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.


  1. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

  2. Словарная работа

  3. Словарная работа.

Молчал невпопад – молчал, когда не надо

Наши павшие – погибшие

Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.


  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Анализ.

Прочитайте название стихотворения.

  • Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь?

  • Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное)

  • Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)

  • В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?

  • Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)

  • Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшимся, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)

  • С чем сравнивает поэт потерю друга? (с потухшим костром)

  • В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом. О чем он вспоминает? (прочитать)

  • Чем всегда прерываются эти воспоминания? ( Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)

Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.

  • Как вы понимаете строки стихотворения.

… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)


В стихотворении Высоцкий подчеркивает обыкновенность солдата, погибшего в бою, не упоминает о его наградах, звании. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Он отдал свою жизнь… Ради чего? (Ради светлого будущего, ради жизни на земле, справедливости)

Поэтому он достоин уважения, памяти, славы.

- Весь монолог пронизывает чувство товарищеского долга перед убитым солдатом – это вечная память о погибшем, напоминает об ужасах войны.

Определим основную идею стихотворения.

- Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения.

(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.)


  1. Слушание песни.

- Ребята, как вы думаете, какая должна быть написана мелодия к этому стихотворению? (печальная, грустная)

- Давайте послушаем песню в исполнении автора.

- С каким чувством исполняет Владимир Высоцкий эту песню? (горечи, тоски, боли)


  1. Сопоставление стихотворений «Песня о друге» и «Он не вернулся из боя».

Общее – тема дружбы.

Различие – дружба впереди, дружба позади.



  1. Итоги урока.

  2. ДЗ.