Урок №65.
Тема: Стихотворения отечественных поэтов XX века. В.С. Высоцкий «Песня о друге», «Он не вернулся из боя»
1 час.
Цели:
О: раскрыть идейное содержание стихотворения В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»; знакомство учащихся с содержанием стихотворения;
Р: развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков выразительного чтения;
В: воспитание чувства уважения и благодарности сражавшимся в годы ВОВ.
Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Актуализация знаний. Биография Высоцкого.
Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству поэта, который много стихов и песен посвятил Великой Отечественной войне – к творчеству Владимира Семеновича Высоцкого .
Родился Высоцкий в 1938 году, а в 1980 г. его уже не стало. Высоцкому было 42 года, он ушел из жизни в самом расцвете сил. Это был очень талантливый человек; прекрасный актер (снялся в 20 фильмах): замечательный поэт, композитор и певец. Высоцкий писал слова песен, сочинял к ним музыку и пел их, аккомпанируя себе на гитаре. (презентация)
Сегодня песни Высоцкого можно услышать в городских многоэтажных и сельских домах, на огромных вокзалах и на маленьких полярных станциях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так,
Если сразу не разберешь
Плох он или хорош
Парня в горы тяни – рискни.
Не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой
Там поймешь, кто такой.
Стихи и песни Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей.
Владимир Высоцкий не был участником ВОВ, участником был его отец. Но как поэт, слушая рассказы бывших солдат, он зримо представлял тот ужас, что несла война людям. Песни и стихи Высоцкого о войне – это прежде всего песни и стихи о настоящих людях, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
Словарная работа
Словарная работа.
Молчал невпопад – молчал, когда не надо
Наши павшие – погибшие
Землянка – крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия.
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ.
Прочитайте название стихотворения.
Можно ли по названию стихотворения определить о ком или о чем пойдет речь?
Какое настроение автора вы почувствовали (спокойное, мечтательное, тоскливое, печальное, грустное)
Какие чувства возникли в вашем сердце? (изумление, тоска, горечь, спокойствие, печаль, грусть, жалость)
В какой форме написано стихотворение? (в форме монолога) Что такое монолог?
Кто является центральным образом в стихотворении? (погибший друг)
Почему оставшемуся в живых другу кажется все не таким, потускневшимся, изменившимся? (его друг не вернулся из боя; он полон горя, не находит себе место)
С чем сравнивает поэт потерю друга? (с потухшим костром)
В течении всего стихотворения поэт размышляет и вспоминает время, когда друзья были рядом. О чем он вспоминает? (прочитать)
Чем всегда прерываются эти воспоминания? ( Чувство невосполнимой потери, образовавшаяся пустота не дает поэту покоя, он постоянно ощущает эту пустоту)
Поэт не может свыкнуться со смертью своего друга, он его ищет среди живых.
… Только кажется мне, это я не вернулся из боя? (поэтому очень тоскливо и одиноко, не стало друга и ему кажется, что это он сам погиб, ведь даже время у них было на двоих, они были как одно целое)
В стихотворении Высоцкий подчеркивает обыкновенность солдата, погибшего в бою, не упоминает о его наградах, звании. Это солдат, каких было тысячи, миллионы. Он отдал свою жизнь… Ради чего? (Ради светлого будущего, ради жизни на земле, справедливости)
Поэтому он достоин уважения, памяти, славы.
- Весь монолог пронизывает чувство товарищеского долга перед убитым солдатом – это вечная память о погибшем, напоминает об ужасах войны.
Определим основную идею стихотворения.
- Прочитайте строки, в которых выражена основная идея стихотворения.
(погибшие солдаты всегда будут нам напоминать об ужасах войны и что они не должны повториться. Мы всегда будем помнить погибших.)
Слушание песни.
- Ребята, как вы думаете, какая должна быть написана мелодия к этому стихотворению? (печальная, грустная)
- Давайте послушаем песню в исполнении автора.
- С каким чувством исполняет Владимир Высоцкий эту песню? (горечи, тоски, боли)
Сопоставление стихотворений «Песня о друге» и «Он не вернулся из боя».
Общее – тема дружбы.
Различие – дружба впереди, дружба позади.
Итоги урока.
ДЗ.