Стилистическая роль имён существительных.
Цели урока: 1) формировать представление о стилистической роли имён существительных в текстах различных стилей; 2) дать понятие об участии падежных форм имён существительных в выражении сравнения.
I. Синтаксическая роль имён существительных (повторение) (проверка домашнего задания).
В слабом классе по своему усмотрению учитель может заменить задание сделать сообщение по предложенному в упр. 355 плану фронтальным опросом:
• В роли каких членов предложения может выступать имя существительное?
• Чем можно объяснить способность имени существительного выступать в роли любого члена предложения?
• Приведите примеры предложений с существительными в роли главных членов.
• Приведите примеры предложений с существительными в роли второстепенных членов.
• Составьте предложения с существительными в функции обращения.
• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное выступает в роли главного слова, и приведите соответствующие примеры.
• Назовите модели словосочетаний, в которых имя существительное является зависимым словом. Приведите примеры таких словосочетаний.
После этого учащиеся демонстрируют работу с упражнениями 354 или 330 соответственно.
II. Роль имён существительных в художественном тексте. Сравнение и способы его выражения (текст (с. 156), упр. 358; текст (с. 157), задание на с. 158, упр. 360 (4-6), 362).
Часто в сознании учащихся складывается стереотип, что образными возможностями обладают исключительно имена прилагательные. Одна из основных задач данного этапа урока – помочь шестиклассникам осознать эстетические возможности существительных и понять, что существительные способны выполнять изобразительно-выразительную функцию не только при образном их переосмыслении, но и при употреблении в прямом значении. С этой целью организуем наблюдение за использованием существительных в художественных текстах.
В ходе анализа текста упр. 358 обратим внимание ребят на то, что автору с помощью существительных удалось создать яркий образ стремительно несущегося вдаль паровоза. Писатель называет детали, которые помогают читателю более ясно и отчётливо представить пролетевший паровоз, и передаёт те зрительные впечатления, которые делают этот образ живым и настоящим (тень, солнечные зайчики, дым, искры, пыль). С помощью существительных автор сумел передать и звуковые впечатления (со свистом (пролетает), эхо). Использование автором преимущественно имён существительных делает описание более динамичным, экспрессивным.
Знакомясь с текстом на с. 157, учащиеся в процессе просмотрового чтения определяют его тему: «Сравнение и способы его выражения». После вдумчивого чтения текста шестиклассники определяют главную мысль текста: «Формы имён существительных активно участвуют в выражении сравнения --- одного из самых выразительных языковых средств».
Попросим шестиклассников по окончании работы с упражнением 360 ещё раз перечислить союзы, с помощью которых могут присоединяться сравнительные обороты.
В ходе работы с упражнением 362 учащиеся подчеркивают сравнения, выраженные формой творительного падежа существительных, как член предложения и уточняют значение этого второстепенного члена – обстоятельство образа действия.
Использование существительных в роли главного члена односоставных предложений (упр. 359, текст на с. 160, упр. 368).
Поможем шестиклассникам в процессе анализа поэтического отрывка (упражнение 359) понять, что для выражения отношения лирического героя стихотворения к изображаемому поэт использует эпитет (чудная картина), а особенность развёртывания описания заключается в перечислении образов, которые тесно связаны в сознании лирического героя с представлением о родине, и это прежде всего образы русской природы и тех реалий, которые определяют особенности русского быта.
Обратим внимание ребят на то, что имена существительные могут выступать в роли подлежащего односоставного предложения, и сообщим, что узнать о стилистических и композиционных возможностях использования таких предложений можно из текста на с. 160. После чтения текста учащиеся понаблюдают за их использованием на материале упражнения 368.
Д. з.: 1) упр. 371-у; 2) по желанию – упр. 361, 366; 4) индив. зад. – упр. 363, вопросы на с. 159, упр. 364.