Структурирование учебных материалов как средство достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП курса «Русский язык»
Наверное, каждый учитель в последние годы заметил, что ухудшается качество освоения обучающимися образовательных программ. Среди причин, в первую очередь, могу выделить объективные. Меня не устраивают «размытые» правила, предложенные авторами учебников, в которых зачастую сложно разобраться , не имея специального образования (а чего мы хотим от школьников или людей, давно оставивших школу?) Меня также не устраивают и предложенные в учебниках упражнения, но сейчас не об этом речь. Во вторую очередь, есть и субъективные причины: обучающиеся плохо осваивают текстовую информацию, информацию большого объёма, не могут удерживать внимание в течение длительного времени, не могут делать выводы.
Выход вижу один: учить обучающихся структурировать материал, т.к. он воспринимается лучше, легче удерживается в памяти, всегда можно вернуться, если что-то забыл, можно сравнить похожие случаи и сделать верный вывод.
Мною были изучены опорные конспекты В. Ф. Шаталова, обобщающие таблицы Ю. С. Меженко и другие материалы. Некоторые принципы взяла оттуда, но переосмыслила, усовершенствовала и получила таблицы, понятные и полезные для всех участников образовательного процесса (опробованы учениками школы, их родителями, студентами средних учебных заведений очного и заочного отделений, абитуриентами).
Мы пробовали пользоваться печатным вариантом, но он не даёт такого эффекта. Ученик должен сам создать таблицу в словаре-справочнике, каждый вносит своё, может сделать её в цвете.
Покажу, как это делаю, на примере темы «Буквы О,Е,Ё после шипящих и Ц». В этой таблице зафиксировано, по меньшей мере, 9 (!) правил.
В 5 классе (если это школа) заготавливаем матрицу, которую постепенно наполняем изучаемым в 5-7 классах материалом.
Итак, работа по созданию таблицы проходит в несколько этапов.
Этап 1. Заголовок и матрица.
Этап 2. После Ц возможны только О и Е (зависит от ударения).
Этап 3. Буквы в корне.
Этап 4. Буквы в суффиксах существительных, прилагательных, наречий и в окончаниях существительных и прилагательных.
Этап 5. Суффиксы отглагольных форм и окончание глагола.
В качестве примера приведена таблица одного из учеников.. Кроме обязательных, изложенных в школьных учебниках правил, в таблице имеется информация, взятая из дополнительной литературы.
Такие таблицы по всем темам помещены в словарь-справочник. Всегда в помощь ученику. Научившись с ними работать, обучающийся достигает планируемых результатов ООП курса «Русский язык».
Такие таблицы помогают обучающимся освоить программу, подготовиться к любой работе проверочного характера, ВПР,ОГЭ, ЕГЭ. У всех исчезает страх перед сложным предметом –«Русский язык», исключаются стрессовые ситуации. Более того, принципы структурирования используются при изучении теоретического материала и при выполнении упражнений, а также переносятся и на другие учебные предметы.