СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий фестиваля "Поклонимся великим тем годам"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий фестиваля "Поклонимся великим тем годам"»

Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»

Тапхарова В.К.


Сценарий

фестиваля «Поклонимся великим тем годам».


Вед. 1: Проходят годы. И хоть все дальше от нас победный день 9 мая, величие этого праздника нельзя уменьшить.

Вед. 2: Каждый год наш народ проникновенно кланяется великим тем годам, потому что время не властно предать их забвению.

Вед. 1: 65 долгих лет отделяет нас от того первого дня Победы в той страшной и тяжелой войне.

Вед.2: В конце 30-х годов наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики. Дети ходили в детские сады, школы. Шла мирная жизнь.

Вед 1: Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить,

Вед.2: Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Хор учителей и учащихся. Песня «С чего начинается Родина?»


Автор текста (слов): Матусовский М.

Композитор (музыка): Баснер В.


С чего начинается Родина...

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей

Живущих в соседнем дворе

А может она начинается

С той песни что пела нам мать

С того что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот

С той самой березки что во поле

Под ветром склоняясь растет

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца.


С чего начинается Родина?

С окошек горящих вдали

Со старой отцовской буденовки

Что где-то в шкафу мы нашли

А может она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы которую в юности

Ты ей в своем сердце принес


(Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.)


Вед. 1: 1941 год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.


Юноши и девушки:


- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.

- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

- Может, кто и замуж выскочит.

- Ага, или женится.

- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика.

- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.

- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?

- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.

- А я мечтаю приносить людям добро.

- А я мечтаю о любви…

Вальс старшеклассников


(На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования и остаются на сцене)


Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!


Вед 1: Июнь, клонился к вечеру закат

И теплой ночи разливалось море

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя

Вед. 2: Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-м, в мае


(Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.


На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).


Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и уходят)

Вед. 1: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили,

и ушли, за солдатом солдат...

Сколько матерей и жен остались без сыновей, дочерей, мужей! Сколько горя и страданий пережил наш народ, наша страна!

Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.


(Выходит женщина-мать, вся в черном.

Звучит “Аве, Мария”.)


Мать: (Стаценко В.)


Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою,

Отзовись, моя кровиночка,

Маленький, единственный!

Белый свет немил, изболелась я,

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?

Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,

Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…

За лесами моя ластынька!

За горами – за громадами!

Если выплаканы глазыньки,

Сердцем плачут матери…

Белый свет не мил,

Изболелась я,

Возвратись моя надежда!

Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,

Где же ты?


(Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.)

Вед. 1: Женщина стоит у обелиска,

Мать солдата - символ ожиданья.

Труден для неё был путь неблизкий,

путь надежды, горя и страданья.


Вед. 2: Мать молчит, рыданья пересилив.

Мужеством и верой велика!

Вот такие женщины России

славили её во все века!


Хор учителей «Эхын зyрхэн»


Вед. 1: Мама, мама – ангел сквозь года,

Мама, мама – ясная звезда,

Мама – ты как земля

Обетованная.



Вед. 2: Твоя любовь как нить,

Землю с небом соединяющая,

Твоя любовь нам жить позволяющая.

Твоя любовь вопросов не задает,

Твоя любовь всегда надеется и ждет.

Песня «Мама» (Рыбкина, Будаева, Инкина)


Вед. 1: На фронтах Великой Отечественной войны артистами было дано немыслимое количество концертов.

Вед. 2: Они на передовой, под свист пуль и снарядов дарили бойцам свое потрясающее искусство, помогали хоть на время забыть о грохочущей вокруг войне.


Песня «Хуторянка» (Васильчук В.)

Слышу старой песни мотив,

Что сама напевала не раз,

И глаза закрываю на миг, забыв,

Что я городская сейчас.

Эта песня, синий простор,

Край родимый напомнила мне

И девчонку ту, что с недавних пор

Часто вижу я во сне.


ПРИПЕВ:

Хуто-хуторянка, девчоночка-смуглянка.

Мне бы хоть разок, всего лишь на чуток

В мою весну на хуторок.


Медом дышит лунная ночь.

Редкий свет из окошек домов.

И так хочется снова сорваться прочь

В сиреневый рай садов.

Чтобы кругом опять голова

И слова как хмельное вино,

Чтобы ночь была - не расти трава,

Любишь, губишь, все равно.


ПРИПЕВ:

Хуто-хуторянка, девчоночка-смуглянка.

Мне бы хоть разок, всего лишь на чуток

В мою весну на хуторок.


Хуто-хуторянка, девчонка-молдаванка.

Мне бы хоть разок всего лишь на чуток

В мою весну на хуторок

Мне бы хоть разок всего лишь на чуток

В мою весну на хуторок

В мою весну на хуторок


Вед. 1: На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.


Вед. 2: Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая за каждой строкой

Любимую видишь и родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…


Танец «Синий платочек»


Вед. 1: Они легли на поле боя,

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

Была зеленая трава.

Вед. 2: Они прикрыли жизнь собою.

Жить начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава.



Песня «Тучи в голубом»



Автор текста (слов): Аксёнов В. Синявский П.

Композитор (музыка): Журбин А


Снова весь фронт раскален от огня

Лупят зенитки три ночи, три дня ...

А в гимнастерке на снимке

Ты обнимаешь меня...


Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море,

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс

В миноре.


Если останусь живым на войне,

Встречусь с тобой я в родной стороне. Только пока я воюю,

Ты не забудь обо мне!


Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море...

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс

В миноре...


Юнкерсы кружат, и небо в огне.

Думай, родная, всегда обо мне!

Из поднебесья мне виден

Милый твой профиль в окне...


Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море.

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой станцуем вальс

В мажоре!


Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море.

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном....

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой танцуем вальс...

Где мы с тобой станцуем вальс!


Вед. 1: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.


Вед. 2: Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…


Вед. 1: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…


Вед. 2: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.


Вед. 1: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Вед. 2: Об этом могут рассказать они сами.


Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

(На сцене зажигаются прожектора).


Девочка:акутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники).


Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…


Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу)

Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.


(Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям).


Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).


(Свет прожекторов гаснет. На экране хроника блокадного Ленинграда. Уходят).


Вед. 1: Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.


Вед. 2: Можно спросить, что помнят дети войны? Что поняли, увидели, запомнили. Что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!


Композиция «Варварство» (5-6 класс)


1. В эти дни невеселые 2. Апельсины, бананчики 3. Как сражалися знают

Мы росли во дворах. Кушать мы не могли - Наши деды, отцы

Годы были нешкольные, На картошки очисточках А кто знает, что дети их

Всюду слезы и страх Атаманы росли. Были жертвой войны?


Из отдельных воспоминаний


4. …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…

5. … Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел. А все видел. И все помню»…

6. … Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: «Папочка, папа!» А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…


1. Они их собрала, 3. «Стреляют! Укрой! 5. Он глазки закрыл,

Спокойно до боли, Не хочу умирать!» Пуля в шею вошла…

Детишек и женщин… Нагнувшись, взяла его Вдруг молния

И выгнали в поле. На руки мать, Два осветила ствола

И яму себе Прижала к груди: И лица упавших,

Эти женщины рыли, Белее, чем мел…

Фашисты стояли, 4. «Ну, не бойся, сейчас

Смотрели, шутили… Не будет на свете, 6. И ветер

Затем возле ямы Мой маленький, нас… Вдруг взвизгнул,

Поставили в ряд Нет, больно не будет… И гром загремел.

Измученных женщин Закрой только глазки, 7. Пусть стонет земля,

И хилых ребят. Не надо смотреть. Пусть рыдает, крича;

А то палачи Вместе: Как магма, слеза

2. У сына дрожали закопают живьем. Будет пусть горяча!

Ручонки и зубки, Нет, лучше от пули

Он плакал в подоле Мы вместе умрем».

Ее выцветшей юбки.

Всю душу ее,

На куски разрывая,

Сын будто кричал

Уже все понимая:


2. В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

1. Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей. 3. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:

Новицкий Александр Романович, Новицкая Александра, Новицкий Леня 15 лет, Новицкий Женя 13 лет, Новицкая Маша 11 лет, Новицкая Аня 9 лет, Новицкий Костя 5 лет, Новицкий Антон 4 года, Новицкий Миша 2 года.

3. Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.

1. «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. 5. Мы сгорели живыми в огне. 4. Наша просьба ко всем: 2. пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. 6. Чтобы отныне нигде и никогда в мире пожаров жизнь не умирала!»

(«Бабий яр» А. Розембаум)


Вед. 2: Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен.

Вед. 1: И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.


Песня «Когда-нибудь останется один»

(вокальная группа старшеклассников)


Вед. 1: Из поколения в поколение мы понесем память об этой войне.

Вед. 2: Будем вспоминать о тех, кто не пожалел своей жизни для того, чтобы мы были хозяевами на своей земле.

Стихотворение собственного сочинения

«Память вечна» (Дармабазарова Л.)


Вед. 1: И придет май 45-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.

Вед. 2: Вот так, с сильным сердцем, с мужеством и отвагой, с радостью и горем, со слезами, с песнями и плясками наш великий народ дошел до победы.

Вед. 1: В десятилетиях не утонули

Их лица, подвиги и имена;

У их могил в почетном карауле

Стоит сегодня вся страна.


Вед. 2: Клянемся!

Ни единый выстрел

Не потревожит ваш покой!

Великой памятью людской

Перед солдатским обелиском


(Появляются трое школьников с цветами в руках.)


1-й: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.


2-й: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.


3-й: Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.


1-й: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.


2-й: Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.


3-й: Это для них мы должны сохранить нашу Землю.


1-й: Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.


2-й: Ветер Победы.


3-й: Ветер Мира.


1-й: Ветер Любви.


Вед. 1: Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.


Выступление команды зарничников «Миротворцы»


Вед. 2: Мир — это утро, полное света и надежд.

Мир — это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Вед. 1: Мир — это гул тракторов и комбайнов.

Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой светит солнце.


«Нотная песенка» (младшая группа)


Вед. 1: Надежного и безопасного хотим спокойствия для всех.

Вед. 2: Такого доброго, такого ясного,

Как беззаботный детский смех.


Аэробика


Вед. 1: Жар музыки в танце, ее пыланья

Вознес тебя до высоты

Вед. 2: Такой, что вспыхнули желанья,

Взметнулись юные мечты.


Танец «Бродвей»


Вед. 1: Давайте люди, мирно жить.

И доброй истине служить.

Простой и вечной, человечной,

Чтоб песню общую сложить!

Вед. 2: И надо нам понять сполна:

Мы – люди, мы – одна семья.

И нам дана на всех одна

Звезда по имени ЗЕМЛЯ!


Песня «Родина моя»


Я, ты, он, она

Вместе - целая трана

Вместе - дружная семья

В слове мы - сто тысяч я

Большеглазых, озорных

Черных, рыжих и льняных

Грустных и веселых

В городах и селах


Над тобою солнце светит

Родина моя

Ты прекрасней всех на свете

Родина моя

Я люблю, страна, твои просторы

Я люблю твои поля и горы

Сонные озера и бурлящие моря


Над полями выгнет спину

Радуга-дуга

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга

Вновь настанет время спелых ягод

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега

Как будто праздник


Будут на тебя звезды удивленно смотреть

Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба

В синей вышине птицы будут радостно петь

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках


Я, ты, он, она

Вместе - целая трана

Вместе - дружная семья

В слове мы - сто тысяч я

Над тобою солнце светит

Льется с высоты

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты

Я прильну, земля, к твоим березам

Я взгляну в глаза веселым грозам

И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы


Обняла весна цветная

Ширь твоих степей

У тебя, страна, я знаю

Солнечно в судьбе

Нет тебе конца и нет начала

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе

Как будто праздник


Будут на тебя звезды удивленно смотреть

Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба

В синей вышине птицы будут радостно петь

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках.