СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий ,.Годекан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом ауле имеются излюбленные места, где в свободное время от работы собираются мужчины, они известны под названием «Годекан». Годекан своего рода клуб, трибуна. Своеобразная школа на открытом воздухе. В старину,  да и сейчас каждый мужчина считает своим долгом посетить годекан.  Годекан делится на две части. На одной- собираются аксакалы, женатые, семейные, а на другой- молодежь. Вот как в ауле Цатаних описал годекан поэт Элдарилав из селения Ругуджа: «На площади собирался почти весь аул. Посреди годекана ярко горели костры, народ  толпился у костра. С папахами на затылках, опираясь на рукоятку кинжалов, молодежь прислушивалась к рассказам стариков о далеком времени. Кое где сказочники тешили народ преданиями о богатырях».

Просмотр содержимого документа
«Сценарий ,.Годекан"»

Сценарий.

Оформление сцены.

Макет аула, Годекан /площадка обставленная камнями/, на годекане сидят аксакалы, недалеко родник, где- то в стороне играют мальчишки в национальные игры, оформляется книжная выставка: «Вековая мудрость- народа».


В каждом ауле имеются излюбленные места, где в свободное время от работы собираются мужчины, они известны под названием «Годекан». Годекан своего рода клуб, трибуна. Своеобразная школа на открытом воздухе. В старину, да и сейчас каждый мужчина считает своим долгом посетить годекан. Годекан делится на две части. На одной- собираются аксакалы, женатые, семейные, а на другой- молодежь. Вот как в ауле Цатаних описал годекан поэт Элдарилав из селения Ругуджа: «На площади собирался почти весь аул. Посреди годекана ярко горели костры, народ толпился у костра. С папахами на затылках, опираясь на рукоятку кинжалов, молодежь прислушивалась к рассказам стариков о далеком времени. Кое где сказочники тешили народ преданиями о богатырях».

Годекан действительно был школой нравственного воспитания. Сюда не пускали тех, кто не придерживался адатов. Юноши, стоя в стороне, наблюдали за взрослыми, видели хорошее и плохое в поступках и в поведении людей. Они замечали, с каким уважением старшие относятся к друг другу, как красиво умеют говорить. Молодежь обслуживали сидящих, выполняли поручение. Часто взрослые устраивали у годекана детские игры, учили борьбе и бросанию камня.

/Звучит гимн селения Цатаних./

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались , чтобы ознакомиться с традициями, которые соблюдаются нашим народом и передаются из поколения в поколение. И поведаем этот разговор с годекана.

Чтец: Звучит стих о годекане.

Зовется эта площадь годеканом

Она лежит аула посреди

Сюда отцы и дети шли веками,

Чтоб в разговорах душу отвести.

/Затем с помощью компьютера и проектора на доске показывается видео фотомонтаж с фотографиями годеканов всех хуторов селения Куяда/.

Ведущий: Человек, оказавшись впервые в каком-нибудь ауле, если у него не было знакомого, приходил в годекан и представлялся. Старейшина забирал его к себе, или определял к кому-нибудь из сидящих на годекане. Любой, сидящий на годекане был рад пригласить к себе гостя. Эта одна из древнейших традиций. Традиция гостеприимства, умение из гостья сделать кунака- является общенародной. К тому же, национальных ограничений, куначество не знало. Этой прекрасной традиции посвящено стихотворение Р.Гамзатова «Кунаки».

Кунаки

Шире, чем Донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной

И ни песен их, ни тостов

Кто слыхал, то не забудет-

Это гор моих высоких

Замечательных людей.

Ведущий: На годекане главные люди – это аксакалы, старейшины, с богатым жизненным опытом. Другая древнейшая традиция- это уважение к старшим и почитание младших, проявление милосердия и отзывчивости.

/Показывается инсценировка народной сказки «Сыновья»/.


Сыновья.

Инсценировка.

Две женщины несут кувшин с водой мимо годекана, догоняет их третья. Аксакалы сидят на годекане и мило беседуют.

Между собой переговариваются женщины и говорит одна другой: «Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит».

- А мой поет, как соловей. Ни у кого такого голоса нет- говорит другая.

- А третья молчит. /Старики на годекане прислушиваются к разговору женщин/. А ты, что молчишь- спрашивают женщины у третьей.

- Что сказать – говорит женщина- ничего особенного в моем сыне нету. Вот набрали женщины воду и идут. И вдруг навстречу им трое мальчиков выбегают, один через голову другого что- то бормочет, смеются, другой песни поет, а третий подбегает к матери и кувшин берет у нее.

Спрашивают женщины у аксакалов- ну, какие у нас джигиты?

Хором старик отвечают:

- А где же они? Мы только одного увидели /показывают на мальчика, который с кувшином в руках/.

Ведущая: Ребята! Как вы думаете почему аксакалы одного только джигита заметили?

Любой спор на годекане решили сообща. Здесь обсуждали дела, рассуждали о новостях и просто вели «хабары».

Ведущий: Хабары, конечно хорошо. На годекане молодежь училась постигать мудрость старшего поколения, внимательно слушали пословицы и поговорки, шутки и анекдоты.

Ребята, а вы знаете дагестанские пословицы и поговорки?

/проводится викторина: «Кто больше знает пословиц и поговорок о мудрости»/.

Ведущий: Здесь же на годекане испытывали силу, мужество, устраивали различного рода состязания. Среди вас тоже наверное, есть пехлеваны. А, ну, ребята, выходите, силу нам свою вы покажите. /Игры: с перетягиванием каната, метание камней и т.д./

/участвуют ребята из зала, желающие./

Ведущая: Дорогие ребята! Мы обязательно должны ценить то, что оставили нам в наследство наши предки, стараться сохранить самое лучшее. Доброго вам здоровья. Веселой и радостной жизни, дорогие зрители и участники нашего школьного годекана.

/Звучит песня, исполняется танец/.

/Танцуют желающие, в том числе и аксакалы/.им.























































Сценарий



по родной литературе

внеклассного мероприятия



«Сельский годекан»