СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "Счастливое детство"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий может быть использован на внеурочном занятии духовно-нравственного направления. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Счастливое детство"»

Э.А. ГЕНЕРАЛОВА, методист Чернского профессионально-педагогического колледжа, пос. Чернь, Чернский район, Тульская область
Ю.Е. ГРАШИНА, преподаватель Чернского профессионально-педагогического колледжа, пос. Чернь, Чернский район, Тульская область

Сценарий классного часа «Счастливое детство»*
Цели: расширение кругозора студентов, формирование понимания роли государства, школы и семьи в воспитании детей.
Подготовка к мероприятию: подбор материала для беседы; подготовка выступлений обучающихся (сообщения о сынах полков, стихотворения).
Оборудование: презентация, фрагменты из фильмов ( «Судьба человека», реж. С.Бондарчук 1959г; «Фантазёры», реж.И.Магитон, 1965г; "Однажды 20 лет спустя", реж. Ю.Егоров, 1980г)

Ход классного часа:

Ведущий 1. «Все мы родом из детства,»- сказал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери. Как иногда хочется вернуться опять туда, в ту прекрасную, беззаботную жизнь- в наше детство. Особенно, если оно было счастливое, радостное, запоминающееся. Как вы думаете, о чём сегодня мы поведём наш разговор? Чему посвятим классный час? (счастливому детству).
Ведущий 2. 20 ноября ежегодно отмечается день мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Всемирный день ребенка был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций в 1954 году.
Ведущий 1. Кто делает детство счастливым, незабываемым? Из чего складывается понятие «счастливое детство»? Как из ребенка воспитать хорошего, настоящего человека? Постараемся ответить на эти вопросы.
От кого в первую очередь зависит счастье детей в стране? (Конечно, от государства, от людей вокруг).
* классный час проведен в рамках программы «Десятилетие детства в России 2018-2027гг», объявленной Указом президента №240 от 29 мая 2017г.

Какие бы лихолетья не переживала страна, она всегда на первое место ставила заботу о детях. В первые годы становления советской власти в стране царила разруха, бедность. Много было беспризорных детей, которых стали собирать в колонии, коммуны.
Об этом пишет в своих книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш тридцатого года» наш выдающийся педагог А.С. Макаренко. Обязательно прочитайте эти очень интересные и полезные книги, по ним сняты фильмы, посмотрите их.
Ведущий 2. Украденное детство примерила война,
Мальчишек в один миг осиротила.
Оставила в наследство им званье «Сын полка»
И боевым огнем их окрестила.
Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков моложе 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери.
А слышали ли вы о сынах полков? Кто это, как они попадали в действующую армию? В каком произведении вы читали об этом? (В. Катаев «Сын полка»). О ком в нем рассказывает писатель? (заранее подготовленные студенты рассказывают о сынах полков. На экран проецируются их портреты, далее- заслушивается стихотворение Е.Кириловой «Сын полка»)

В ребёнке каждый видел сына
И по-отцовски опекал,
Чтоб вырос из него мужчина,
Чтоб он Россию защищал!
Бывали трудные моменты -
Огонь, предгрозовая тишь…
Все фронтовые километры
С отрядом вместе был малыш.

Вот зацвели кругом тюльпаны -
Стал ярче даже солнца свет…
Нёс знаменосец мальчугана,
Как символ воинских побед!
Ведущий 2. Как вы думаете, не жестоко ли было держать детей на фронтах войны? Благом ли было это? (Заслушиваются рассуждения студентов)
Ведущий 1. Много примеров можно привести, когда люди, сами находясь в трудной ситуации, брали на воспитание в семью детей-сирот. Об этом пишут в литературных произведениях, показывают в кино. (показ фрагмента из кинофильма «Судьба человека» (Папка, родненький), реж.С.Бондарчук,1959г)
Ведущий 2. О детях заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных наций). Она была организована после войны, когда погибло более 50 млн. человек, было разрушено много городов, сёл. Люди всего мира осознали к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь; что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить всемирную глобальную катастрофу, народы, нации объединились и создали всемирную организацию ООН, которая главной задачей поставила для себя обеспечение прав человека во всём мире.
20 ноября 1989 г ООН приняла документ под названием «Конвенция о правах ребенка». В этом документе записаны все основные права и обязанности человека. И, если вы знаете эти законы, то сумеете отстоять своё право и не нарушать право другого человека. Эти права должны знать взрослые: родители, учителя и, конечно, дети. Их надо знать и вам- будущим родителям и учителям.
(Показ презентации «Конвенция о правах ребенка»)
Ведущий 1. Как рассказать детям о правах, чтобы им был доступен материал? Для закрепления и осознания этих прав можно использовать всеми любимые сказки. Давайте попробуем определить, о каких правах сказочных героев идёт речь. (Презентация)
1. Волк, проникнув в домик козлят, съел их. (Право на жизнь)
2. Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли его в тёмный лес. (Право на жизнь с родителями)
3. Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. (Нарушено право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному отношению.)
4. Лиса обманула Журавля и подала ему еду так, что Журавль остался голодным. (Нарушено право на хорошее питание)
5. Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. (Нарушено право на неприкосновенность жилища)
6. Девочку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. Даже отдохнуть ей было некогда.  (Нарушено право на отдых и досуг)
7. Иван-царевич, узнав, что Царевна-лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг её кожу. (Нарушено право на свою личную жизнь и на свою тайну)
8. Золотой ключик, или Приключения Буратино. (право на образование).
9.Три поросёнка. (Право на неприкосновенность жилища)

Ведущий 2. Большая роль в обеспечении счастливого детства принадлежит семье. В какой же семье растёт счастливый ребенок? (ответы из аудитории). Не даром говорят: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как могут родители сделать детей счастливыми? (Общие интересы, интересные семейные традиции). Какие традиции есть в вашей семье, которые любите, цените и продолжаете поддерживать? (ответы). Надо читать и обсуждать с ними книги, фильмы. Вот, например, такие. (просмотр эпизода об украденных огурцах фильма «Фантазёры» по мотивам рассказов Н.Носова, реж. И. Магитон,1965г). Правильно ли поступила мама? Как бы этот поступок мог отразиться на будущем мальчика, если бы мама его одобрила? Большое значение в воспитании детей имеет личный пример родителей (студенты читают стихотворение Э.Асадова «Нет, беды не сами собой являются…»).
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.

Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.

Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!

А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!

И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!

А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Ведущий 1. У некоторых людей бытует мнение, что счастлив ребёнок, если он один в семье. Он более обеспечен, ему уделяется больше внимания, ласки и заботы. Согласны ли вы с этим?
Сейчас мы посмотрим некоторые фрагменты из фильма "Однажды 20 лет спустя"(реж. Ю.Егоров, 1980г). В фильме показывают, как в одной из школ собрались на встречу выпускники- одноклассники. Вспоминали школьные годы, рассказывали о том, чего достигли в своей жизни. И только одна из них сидела, думала о своей семье. А семья у неё большая: муж и 11 детей. Все дети ухоженные, с радостью бегут домой, где их выслушают, помогут. В семье общие радости, заботы, интересы. Родители всё в жизни делают для детей, жертвуя многим во имя их благополучия и счастья. (показ фрагмента фильма, когда муж дарит жене платье и что происходит потом). Наверно, этот поступок мамы сохранится в жизни детей на всю жизнь, они понимают, что это было сделано для того, чтобы они были счастливы. Посмотрим, что же произошло на встрече одноклассников дальше (фрагмент, когда все дети и муж пришли в школу). Как вы думаете, зачем муж привёл детей в школу? Да, он знал, что жена- скромный человек, она не расскажет про себя, потому что думает, что в жизни она ничего особенного не достигла, не сделала никакой карьеры. Но ведь иметь такую семью, столько детей - это гражданский подвиг. Мы видим, что дети воспитанные, опрятные. Счастливы ли дети в такой семье?(ответы)

Ведущий 2. Что должен и может сделать учитель, чтобы детские годы в школе были запоминающимися, яркими, счастливыми? Как воспитать настоящего, порядочного, культурного человека? (Уроки, внеклассные мероприятия, личный пример). Что можно использовать? (стихи, кинематограф…)
(студенты читают стихотворения С. Погореловского., Т.М.Бутиновой)
Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он…
О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
О чём же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
"Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять".
И ты совершаешь
Весёлое чудо –
Пол засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это – как в сказке!..
Волшебник ты мой!

Добрые слова
Есть у нас такие,
Золотые, дорогие,
Вы тогда их говорите,
Когда добро дарить хотите:
«Спасибо», «Здравствуй», «Будь добра»,
Ах, как ты нынче «хороша»…
«Пожалуйста», «любезен будь»,
«Не стоит», только лишь чуть-чуть…
«Спокойной ночи» и «до встречи»,
«Прости», что я был так беспечен,
«Счастливого пути» в дороге,
«Простите», «не судите строго».
Конечно, слов таких поболе,
Всех рассказать не в моей воле,
Но вы ведь поняли, друзья,
«Желаю» всем я вам добра!
Ведущий 1. Указом президента РФ №240 от 29 мая 2017 года объявлено десятилетие детства. Правительство разработало программу этого десятилетия. В ней около 200 мероприятий, которые предусматривают строительство школ разных направлений, детских садов, улучшение медицинского обслуживания и многое др. Будем надеяться, что они будут реализованы, и жизнь детей станет намного лучше, обеспеченнее, разнообразнее, многие из них смогут осуществить свою мечту и найти достойное место в жизни.

Ведущий 2. В любви и поддержке нуждаются дети.

Давайте же сделаем так, чтоб на свете

Никто, никогда бы не был одинок!

И детства нежнейший и хрупкий цветок

От зла и обид, от невзгод защитим.

В обиду детей никому не дадим!


Использованная литература

Асадов Э., Лучшие стихотворения. Избранная проза. М., 2010.

Бутинова Т.М. /https://for-teacher.ru/edu/doshkolniki/doc-dtckj6r.html/

Защитим детство!/ Ред. – сост. Л. И. Жук – Мн., 2001.

Никифорова Е./http://www.muzalirika.narod.ru/

Погореловский С., Унылый и весёлый. М., 2016г.