СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий квеста "Пища для тела и ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий квеста "Пища для тела и ума" содержит задания о правильном питании, продуктах, некоторые из которых построены с использованием материалов сказок и пословиц. В файле Приложения к сценарию квеста "Пища для сердца и ума" вы найдете материалы, которые позволят легко подготовить раздаточный материал для проведения этого мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий квеста "Пища для тела и ума"»

Квест

«Пища для тела и ума»

(по материалам программы «Разговор о правильном питании»

и загадкам, играм, русским сказкам и пословицам)


Автор сценария квеста


Купцова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая библиотекой, учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 14»


Место работы автора


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. о. Подольск Московской области


Цель квеста


Создать условия, способствующие формированию интереса учащихся к получению знаний о правильном питании, с помощью чтения загадок, русских сказок и пословиц, а также подвижных и интеллектуальных игр.


Задачи квеста


  1. углубить знания о правильном питании через загадки, игры, русские сказки и пословицы;

  2. формировать эмоционально-образное восприятие произведений о правильном питании через игровую деятельность;

  3. развивать у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия с помощью организации групповой деятельности;

  4. воспитывать у детей добрые чувства к товарищам по команде, а также соперникам.


Целевая группа участников


Учащиеся 3—4 класса


Место проведения квеста

Помещение: несколько учебных классов и библиотека.


Временной период квеста


1 ч 30 мин (вступление в игру – 10 мин.; пять этапов – по 10 мин.; пять переходов между этапами – по 3 мин.; подведение итогов – 10 мин.; резерв – 5 мин.)


Легенда квеста


Из программы «Разговор о здоровье и правильном питании» вам знакома семья Кати – ученицы первого класса – мама Марина Сергеевна, папа Валерий Николаевич, бабушка Анна Петровна, младшая сестра Аня, а также её друг Дима. Они ведут здоровый образ жизни: занимаются физкультурой, правильно питаются изучают информацию о здоровом образе жизни. Они также помогают школьникам нашей страны узнать о том, как быть здоровыми. Они собирают мудрые мысли о здоровом образе жизни в специальную книгу. Но враг здоровья и правильного питания, грозный Фастфуд, постоянно мешают Катиной семье своими кознями. Сегодня он вырвал страницы книги, на которых были написаны мудрые мысли о здоровом образе жизни. Мы надеемся, что с вашей помощью удастся найти фрагменты страниц и собрать их. Конечно же дело это непростое и не каждому под силу, ведь Фастфуд придумал много хитроумных заданий-ловушек, которые вам предстоит пройти.


Декларируемая цель


Цель команд в ходе путешествия – собрать страницы книги (приложения 2—6), на которой записана мудрая мысль о здоровом образе жизни. Правильное выполнение каждого задания предполагает получение 1/9 части страницы. На последнем этапе команда собирает страницу целиком.


Система бонусов и штрафов


Выполнение заданий также может сопровождаться присуждением бонуса, который можно использовать на разных этапах игры. Команда имеет возможность получить дополнительный балл:

  • за скорость выполнения задания;

  • за слаженность коллектива в достижении цели и т.д.

Заслуженные бонусы можно использовать:

  • на приобретение фрагментов страницы в финальной части игры (14 бонусов = 1/9 часть страницы).

Штрафы назначаются:

  • за ссоры и несогласованные действия команды (1 штрафной балл за 1 замечание).

Один штрафной балл аннулирует один бонус, два штрафных балла приводят к изъятию добытого кусочка страницы.


Структура квеста, хронометраж этапов и система заданий0


Введение


Всем участникам квеста сообщают цель игры, каждой команде выдают маршрутный лист (образец приведён в приложении 1), в котором указан порядок прохождения этапов. Команды отправляются выполнять задания (каждый по своему маршруту, который разработан так, чтобы команды не пересекались при выполнении этапов).


I этап. Самые полезные продукты


Задание 1 (интеллектуальное). Отгадайте загадки (приложение 7) о продуктах питания.

Примечание. Ведущий этапа загадывает загадку и, если был назван правильный ответ, выдаёт команде карточку с ответом (приложение 8). Количество загаданных загадок (соответственно, количество баллов, полученных командой) зависит от того, насколько быстро команда будет давать ответы. Если загадка не разгадана, ведущий называет правильный ответ.

Оборудование. Карточки с загадками и отгадками (см. приложение 6); карточки с отгадками (см. приложение 8).

Время выполнения. 5 мин.

Результат. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было отгадано больше загадок, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждую отгаданную загадку.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ ей может быть не засчитан.

Задание 2 (информационное). Распределите продукты, названия которых записаны на карточках (см. приложение 7), по группам:

  • продукты, которые можно и нужно есть каждый день (зелёный флажок или лист бумаги);

  • продукты, которые можно есть в небольших количествах ежедневно или не каждый день (жёлтый флажок или лист бумаги);

  • продукты, которые не следует есть часто (красный флажок или лист бумаги).

Примечание. Задание выполняется с карточками, полученными командой на предыдущем этапе. В том случае, когда команда отгадала мало загадок, ведущий выдаёт ей все карточки с ответами. Если команда испытывает трудности при выполнении задания, ведущий предлагает ей воспользоваться плакатом «Группы продуктов питания» (приложение 10). После выполнения задания командой (в случае ошибок, допущенных командой) ведущий показывает правильный ответ.

Оборудование. Зелёный, жёлтый и красный флажки или листы бумаги; плакат «Группы продуктов питания» (см. приложение 8); ключ к распределению продуктов на группы (приложение 10).

Время выполнения. 5 мин.

Дополнительные источники.

Результат. За каждый продукт питания, который отнесен к правильной группе, команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было правильно отнесено к определённой группе больше продуктов, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждый продукт.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ ей может быть не засчитан.


II этап. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.


Задание 3 (информационное). Расположите картинки (приложение 11) приготовления «каши из топора» в правильной последовательности: в соответствии с тем, как солдат в сказке «Каша из топора» варил кашу.

Примечание. В случае затруднений ведущий предлагает командам воспользоваться текстом сказки «Каша из топора» (приложение 12). Если и после этого команда не даёт верного ответа, ведущий сообщает его команде.

Оборудование. Карточки, на которых нарисованы продукты, из которых солдат варил кашу (приложение 11); ключ к выполнению задания 3 (приложение 13).

Время выполнения. 5 мин.

Дополнительные источники. Текст сказки «Каша из топора» (см. приложение 12).

Результат. При успешном выполнении задания, учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ».

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ ей может быть не засчитан.

Задание 4 (практико-ориентированное). Определите название крупы, из которой варят кашу.

Оборудование. Мешочки, в которых насыпана крупа (рис, гречка, пшено, горох, манка, овсяные хлопья («Геркулес»), кукурузная крупа).

Примечание. Ведущий этапа в течение 5 минут предлагает команде отгадать, какая крупа находится в мешочках. Количество мешочков (соответственно, количество баллов, полученных командой), которые сможет исследовать команда зависит от того, насколько быстро команда будет давать ответы. В случае затруднений ведущий предлагает команде воспользоваться подсказкой: плакатом «Виды круп» (приложение 14). Если и после этого команда не даёт верного ответа, ведущий показывает крупу и называет её.

Время выполнения. 5 мин.

Дополнительные источники. Плакат «Виды круп» (см. приложение 13).

Результат. За каждую отгаданную крупу команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было отгадано больше круп, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждую отгаданную крупу.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команды правильный ответ команде может быть не засчитан.


III этап. Если хочешь быть здоров.


Задание 5 (интеллектуальное). Разгадать кроссворд (приложения 15 и 16), составленный по русским пословицам о правильном питании.

Примечание. Ведущий этапа в течение 10 минут предлагает команде отгадывать кроссворд, используя его сетку (см. приложение 15) и 1-й вариант заданий0 к нему (см. приложение 16). В случае затруднений ведущий предлагает команде воспользоваться подсказкой: 2-м вариантом заданий к нему (приложение 17).

Оборудование: сетка кроссворда «Русские пословицы о правильном питании» (см. приложение 15); 1-й вариант заданий к кроссворду, в котором в задания – это пословицы, в которых пропущено одно слово, которое нужно вписать в кроссворд (см. приложение 16); 2-й вариант заданий к кроссворду – (см. приложение 17); одна ручка.

Время выполнения. 10 мин.

Дополнительные источники. 2-й вариант заданий к кроссворду (см. приложение 16).

Результат. За каждое отгаданное слово в кроссворде команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было отгадано больше слов, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждое дополнительно отгаданное слово.

Штрафы. За ссоры и несогласованные действия команда может не получить бонусов.


IV этап. Плох обед, если хлеба нет.


Задание 6 (интеллектуальное). По облакам слов (приложение 18) отгадать сказку, в которой упоминаются продукты питания.

Примечание. Ведущий этапа предлагает команде отгадывать названия сказок по облакам слов (см. приложение 18).

Оборудование. Карточки с облаками слов (см. приложение 18); ключ с правильными названиями сказок (приложение 19).

Время выполнения. 5 мин.

Результат. За каждую отгаданную сказку команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было отгадано больше сказок, то учащиеся получают бонусный балл за каждую отгаданную сказку.

Задание 7 (творческое). Составить меню (приложение 20) на завтрак из продуктов, которые упоминаются в сказках из предыдущего задания. В меню необходимо вписать название блюда и нарисовать его.

Примечание. Ведущий перед началом игры показывает вариант меню на ужин. Если учащиеся не могут полностью выполнить задание, то они могут при подведении итогов получить 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ», используя бонусные баллы: по 3 балла за каждое блюдо в меню.

Оборудование. Карточка «Меню», которую учащиеся должны заполнить (см. приложение 20); цветные карандаши; ручка.

Время выполнения. 5 мин.

Результат. За составленное меню, содержащее не менее трёх блюд, команда при подведении итогов получит 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ».


V этап. Вместе весело гулять.


Задание 8 (игра на внимание). Ведущий называет овощи и фрукты (приложение 21). Если назван фрукт, то участники игры поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, если назван овощ, то участники игры садятся на корточки.

Примечание. Ведущий перед началом игры закрепляет правила, проводя пробный ход (называет картофель (учащиеся должны присесть) и сливу (учащиеся должны поднять руки вверх и захлопать ими), а затем начинает игру.

Оборудование. Список продуктов, которые называет ведущий (см. приложение 21).

Время выполнения. 5 мин.

Результат. За каждое правильно выполненное движение команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было выполнено больше правильных движений, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждое правильно выполненное движение.

Задание 9 (игра на внимание). Ведущий произносит фразы о правильном питании (приложение 22). Участники согласны с ней, то произносят хором «Правильно, правильно, совершенно правильно!», если не согласны, то топают ногами.

Примечание. Ведущий перед началом игры закрепляет правила, проводя пробный ход ((произносит фразу «нужно есть чипсы каждый день» (учащиеся должны затопать ногами) и произносит фразу «вечером полезно выпивать стакан кефира» (учащиеся должны сказать хором «Правильно, правильно, совершенно правильно!»)), а затем начинает игру.

Оборудование. Список фраз, которые произносит ведущий (см. приложение 22).

Время выполнения. 5 мин.

Результат. За каждое правильно выполненное движение команда получает 1 балл. При успешном выполнении задания (набрать не мене 7 баллов), учащиеся при подведении итогов получат 1/9 часть страницы книги «ЗОЖ». Если было выполнено больше правильных движений, то учащиеся получают 1 бонусный балл за каждое правильно выполненное движение.


Подведение итогов.


Все команды собираются в одном помещении. Им выдают фрагменты пазла-страницы книги «ЗОЖ» (в соответствии с количеством правильно выполненных заданий, бонусных баллов и штрафов), которую они должны собрать. Обсуждается каждая фраза. Определяется победитель (победители). Может проводится награждение победителей.


Анализ проведённого квеста.


  1. Подготовительная работа по разработке квеста и подготовке (распечатке, ламинировании, разрезании материалов) занимает много времени. Конечно же полученные результаты оправдывают эти трудозатраты. Однако подтверждается гипотеза, сформулированная в эссе о том, что квесты часто проводить не получится.

  2. Время выполнения как отдельных заданий квеста, так и квеста в целом совпало с расчётным.

  3. Самым сложными (как и предполагалось), оказались:

  • задание 3 (учащиеся не очень хорошо знают крупы и даже подсказки в виде изображения круп им не помогают);

  • задание 5 (учащиеся не очень хорошо знают пословицы и некоторые слова им было трудно отгадать, может быть в будущем необходимо упростить вариант 2 заданий к кроссворду; однако это оправдано, так как слишком простые задания снижают интерес к игре).

  1. Квест учащимся очень понравился (об этом свидетельствует их активность при выполнении заданий, хорошее настроение, высказывание желания участвовать в квестах в будущем).

  2. Учащиеся – члены инициативной группы – получили опыт реализации социального проекта.



Список источников информации для разработки квеста


  1. DetiOnline [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://deti-online.com/zagadki/

  2. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2016. — 128 с.

  3. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки: Из сб. А. Н. Афанасьева/ А. Н. Афанасьев; Ред. В. П. Аникин; Ил. Л. Непомнящий. — М.: Дет. лит., 1986. — 239c.: ил. — (Школьная б-ка).

  4. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки / А. Н. Афанасьев. — М.: Оникс, 2001. — 336 c.: ил. — (Золотая б-ка).

  5. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — 616 с.

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

  7. Разговор о здоровье и правильном питании: рабочая тетрадь / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филипова. М.: Nestle, 2017. — 71 [1] с.


Список источников иллюстраций, используемых в приложениях


  1. http://superarbalet.ru/catalog/knives/nozhi-trenirovochnye/plastikovye-trenirovochnye-nozhi/topor-trenirovochnyj-viking-nordway-x967/

  2. https://ru.dreamstime.com/%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D0%B5-%D1%80%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE-%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81-%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B9-image67722371

  3. http://www.astromeridian.ru/sonnik/2/3360.html

  4. https://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/articles/konversiya-korma-v-ptitsevodstve/

  5. https://grudnichokk.ru/pitanie-mamy/kakie-kashi-mozhno-est-kormyashhej-mame

  6. https://ru.pinterest.com/explore/%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E/


0 Названия станций, на которых учащиеся выполняют задания, соответствуют темам программы «Разговор о правильном питании».

0 Вариант 1 заданий к кроссворду — это русские пословицы, в которых пропущено одно слово (существительное). Вариант 2 заданий — это определение пропущенного слова.