Сценарий музейного квеста «Русская изба. Пироги – радость наша». Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т.д.). 2. Развивать связную речь и коммуникативные умения с помощью игры. 3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору. 4. Приобщать детей к миру прекрасного через социокультурную среду музея. 5. Формировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа с помощью музейных уроков. Методы и приемы: Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда. Наглядные: рассматривание старинных вещей. Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом и т.д. Василиса: (с караваем в руках) по русскому обычаю встречаем гостей хлебом – солью. Ведущий Здравствуйте, уважаемые гости, участники игры! Вы уже бывали в нашем школьном музее. А сегодня я предлагаю вам поучаствовать в музейном квесте. Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки. Тема нашей игры «Русская изба». Ведущий Центром русской избы была печь. А вы знаете, что в нашей стране у печки есть праздник? 19 мая считается днем рождения русской печи. В печах готовили еду, сушили яблоки, груши, вишни и другие фрукты. В печах мылись. На печи, на лежанке спали обычно старики и малые дети. Если человек где-то сильно замёрз, то достаточно было поспать на хорошо прогретых кирпичах печи – и встает человек утром здоровым. Недаром русский богатырь Илья Муромец 33 года сидел на печи, набираясь сил на грядущие подвиги. А сейчас, ребята, давайте поиграем. Условия игры заключаются в следующем: чтобы печь нас угостила чем – нибудь вкусненьким, вам необходимо выполнить 5 заданий, найти 5 ключей-подсказок, правильно пройти маршрут игры и достать угощенье из печки. Правила игры.(Команда идет по маршруту, обозначенному стрелками от задания №1 к заданию №5). Приступать к следующему заданию можно только правильно выполнив предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные подсказки. Старт игры начинается со стрелки №1, где находится конверт с 1 заданием. 1 задание. Разгадывание кроссворда. 1. Две галочки сидят на одной палочке (ведра на коромысле). 2. Новая посуда вся в дырах (решето). 3. Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар) 4. Рогат, да не бык, Хватает, да не ест, Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват). 5. Черный конь скачет в огонь (кочерга). | | | | 1. | В | Е | Д | Р | А | | | | | | | | | | 2. | Р | Е | Ш | Е | Т | О | | | | 3. | С | А | М | О | В | А | Р | | | | | | | 4. | У | Х | В | А | Т | | | | 5. | К | О | Ч | Е | Р | Г | А | | | | | | Ведущий Какое слово у вас получилось в выделенном столбце? ДРОВА. А кто может правильно сложить поленницу у печи? (Находят конверт со следующим заданием под дровами для печи). 2 задание . В найденном конверте - тексты загадок. Дети должны их разгадать и найти предметы-отгадки в музее. (достают по одной загадке и читают) 1 загадка. Воду дед носил с утра Каждый день по два ведра На плечах дугой повисло Держит ведра… (коромысло). 2 загадка. То назад, то вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь – горе, Продырявит море. (утюг) 3 загадка. Рядом с печкой стоит сват Все из печки он хватает Да на стол скорее ставит Что это? (ухват). 4 загадка. Он по горнице гуляет Пыль и мусор собирает. (веник) 5 загадка. Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили Влезут дети на полати, У печи оставят… (лапти) В лапте дети находят конверт с заданием №3. 3 задание. Вы получили 2 конверта. Разделитесь на две команды и каждая команда соберёт пазл. Что получилось у первой команды? корзинка, санки. Посмотрите, есть ли эти предметы у нас в музее? Эти предметы появились здесь не случайно, потому что наши умельцы, умели плести из лозы очень нужные, практичные, красивые вещи. ( В корзинке задание №4) 4 задание (Ребятам предлагаются карточки на которых написаны названия различных предметов) Ребята, вам нужно выбрать карточки с предметами быта, которые находятся у нас в музее, и отложить их отдельно. А карточки, которые лишние нужно отложить в сторону. Ведущий Ребята, вы видите на столе блюдечко с наливным яблочком? Как вы думаете, о чём говорит эта подсказка. Где часто встречается блюдечко и яблочко? Правильно, речь сейчас пойдет о русских народных сказках. 5 задание. Отгадать название сказки. Василиса в русском народном костюме (читает) 1. Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?». Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси-лебеди) 2. Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лиса и заяц). 3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по улице». (По щучьему велению). 4. « Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там кожу жены, да сжег ее в печи». (Царевна-лягушка) 5. «Я по амбару метен, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен» («Колобок»). Ведущий. Вот и вернулись мы опять к печке. Ведь недаром о печке не только сказки сложены, но и пословицы и поговорки. Печь – нам мать родная. Добрая-то речь, коль в избе печь. Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони. Печь – кормилица наша! Ведущий Может, она нас и накормит? А сейчас узнаем, что она нам приготовила? (Ухватом достать поднос с пирогами). Итак, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий. А печь приготовила нам угощение. Прошу всех к столу, будем есть пироги и пить чай из самовара. |