МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже
Урок русского языка в 4 классе
Тема «Правописание безударных суффиксов глагола
в форме прошедшего времени»
(В рамках Недели русского языка)
Подготовила Рожкова И.В.,
учитель начальных классов
24.11.2020
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся навыка правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
Задачи урока:
Формирование речевых, творческих и коммуникативных компетенции обучающихся, познавательных УУД;
Создание мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
Развитие умения работать в группах, навыка работы со словарями, самоконтроля и самооценки.
Предполагаемые результаты формирования универсальных учебных действий:
Личностные:
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.
Метапредметные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
корректировать свою деятельность, сверяя свои действия с целью;
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Предметные:
умение применять орфографическое правило написания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.
умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как часть слова – суффикс, часть речи – глагол.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 95–98); Рабочая тетрадь 1.
Ход урока
Оргмомент.
- Ребята, определите, какое у вас настроение в начале урока. Зарисуйте его на полях ваших тетрадей, а в конце мы посмотрим, изменится ли оно ( дети рисую смайлики: красный –отличное, синий – равнодушное, жёлтый –плохое)
2. Словарная работа
1. Послушайте загадку, дополните её отгадкой
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост… солдат
-Назовите слово синоним –воин.
2. Запишите словарные слова
3. Работа в тетради для самостоятельной работы
СОЛДАТ, ВОИН (У. № 46; Т.1)
Сегодня 24 ноября в нашей стране отмечаю 290 лет со дня рождения великого полководца Александра Васильевича Суворова.
Слайды (1-3)
А.В. Суворов служил почти полвека, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии – это чин, который только в исключительных случаях присваивался полководцам. Генералиссимус Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. За двадцать походов войска Суворова захватили у неприятеля 609 знамен, 2670 пушек, 107 судов, 50 тысяч пленных.
Армия боготворила Суворова. А сам Суворов любил простых солдат, переносил вместе с ними все тяготы военных походов, уделял большое внимание обучению солдат военному искусству. Он любил повторять: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Это и будет девизом нашего урока
Военное наследие Суворова сыграло большую роль в формировании русского военного искусства. Во многом благодаря его подвигам Россия впервые прогремела на весь мир как великая победоносная держава, а А.В. Суворов — как гениальный русский полководец.
Работа по теме
Этап целеполагания.
А) Создание проблемной ситуации
Выпишите глаголы, поставьте ударение
Коробка, гладила, маленькая, лесной, сверло, бегал, строчка, строили, чайка, услышало, честный, лаял, мылила, солнце.
– Что общего у всех глаголов? (прошедшее время)
– Как изменяется глагол? (по временам, числам)
– Как называют изменение глагола по временам и числам?(спряжение)
– Сколько спряжений знаете?
– Как узнать, какого спряжения глагол?
– Что вам известно про суффикс –л– ?
– Как проверить написание безударного суффикса глагола прошедшего времени?
– В чем возникло затруднение? Чего не знаем? Какую цель поставим? (научиться писать безуд. суфф. глаг. прош. вр.)
Б) Изучение учебного материала.
Открытие новых знаний.
Читаем задание с95 упр 69:
Прочитай предложения. (Читаем).
В каком времени стоят все глаголы в предложениях? (В прошедшем времени).
Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? (Кто-то знает?)
Посмотри объяснение на плакате!
У. с. 96 плакат Летучей мыши (правило).
– Нужно ли определять спряжение глагола, чтобы правильно написать безударный суффикс в прошедшем времени? (Нет)
– Что достаточно знать? (Как пишется его начальная форма)
Коллективное обсуждение. Запись.
1. Мальчик выбежал на крыльцо.
2. Во дворе лаяла собака. (Какой глагольный суффикс в нач. форме? Если не знаем, как узнать?)
3.Бабушка приехала в гости.
4. Отец достроил баню.
5. Я увидел кошку.
6. Кошка выглядела неплохо.
7. Они затеяли недоброе.
Физкультминутка
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа в группах Т.1 с. 44, упр. 47
Поставить глаголы в скобках в форму единственного числа мужского рода. Выделить глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени.
САМ (гореть) -------------------- самовар,
САМ (гудеть) -------------------- самовар,
САМ (шипеть) ------------------- самовар,
САМ (кипеть) -------------------- самовар.
САМ (свистеть) -------------------,
САМ (сверкать) -------------------,
САМ (пыхтеть) -----------------,
САМ дым (пускать) -------------------.
САМ (урчать) --------------------,
САМ (бурчать) -------------------,
САМ чайком нас (угощать) -------------------.
Самовар недаром
Зовется – САМОВАРОМ.
Доп. информация: (слайд)
Родиной самовара считается Тула. В 1778 году был изготовлен первый тульский самовар. Он стал символом добра и домашнего уюта.
Словарь образования слов у.ч.2 с. 157 Самовар – сам + вар/ит + соед. глас. (о)
- Сравните глагольные суффиксы в начальной форме глагола и в форме прошедшего времени.
- Какой можем сделать вывод?
Закрепление
На отработку данного умения направлены упражнения 70 (письменно), 71 (устно).
Школьники прочитывают текст. Глаголы в скобках стоят в начальной форме. В задании требуется заменить эти формы на формы прошедшего времени.
Выделите глагольные суффиксы у глаголов в скобках. Это поможет вам не ошибиться при написании требуемых форм.
Рефлексия
Подведем итоги, используя глаголы прошедшего времени:
– Чему научились на уроке?
Научился, узнал, понял, удивился, было, смотрел, работал, писал, объяснил
– Цели достигли?
– В жизни нам эти знания пригодятся?
5. Домашнее задание: с.98 упр. 72
6. Итог урока.
Изменилось ли у вас настроение к концу урока?
Нарисуйте его рядом с предыдущим смайликом
Литература:
Байкова Т.А..Тетрадь для самостоятельной работы. Ч.1 Изд.: М:Академкнига/ Перспективная начальная школа, 2016
Русский язык. 4 кл:в 3 ч. Ч.1:учебник/ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.- 4-е изд.,стереотип. –М.:Академкнига/Учебник,2017.-176с.:ил.
Русский язык. 4 кл:в 3 ч. Ч.2:учебник/ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.- 4-е изд.,стереотип. –М.:Академкнига/Учебник,2017.-192 с.:ил.