СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий по теме: "Самоуправление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий по теме: "Самоуправление"»

1 слайд. Деление на команды.

Игра «Немое кино». Одна группа показывает сценку, а другие пытаются это слово отгадать. Группы, втайне от других, получают в качестве задания одно и то же слово — «самоуправление». Посмотрев эти сценки, вы поймёте, какие представления о самоуправлении сформированы у ребят. Чаще всего встречаются такие ассоциации со словом «самоуправление»: физическая зарядка (крутим руками-ногами — «управляем собой»), День самоуправления (ученик выходит к доске и ведет урок вместо учителя), самоорганизация (группа распределяет работу и дружно её делает), отсутствие начальства (кто-то пытается командовать, его свергают и решают все вопросы голосованием).

ЖЕТОН 1

Как вы думаете в чём состоит сущность самоуправления у школьников?

ЖЕТОН 1

2 слайд. Самоуправление важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе: оно выступает одним из основных принципов деятельности ученического коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы.

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначаемым как «со» и «само». Для младших школьников под «со» понимается специфическая деятельность учащихся и взрослых по организации разнообразной коллективной деятельности, совершаемой совместно с другими и рассматриваемой как: содружество, сотрудничество, содействие, сопричастность в общем деле. Другими словами, это система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных поручений. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к самоуправлению.

Для чего по вашему мнению нужно ученическое самоуправление?

ЖЕТОН 1

3 слайд. Ученическое самоуправление рассматривается как средство социального воспитания ребенка через овладение им комплексом гражданских прав, обязанностей в различных социальных позициях субъекта деятельности (в качестве ученика, члена детской организации, органа самоуправления и др.), как способ регулирования отношений детей разного возраста и социального положения. В зависимости от цели самоуправление может рассматриваться как этап освоения ребенком социального опыта и перевода его в личный жизненный опыт. Реализуется самоуправление в пяти «само-»:

1) самореализации; 2) самодеятельности; 3) самоуправлении; 4) самовоспитании; 5) самообучении.



4 слайд. Принципы со- и самоуправления. Выделяются следующие принципы со- и самоуправления в начальной школе:

•сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений. Важно, чтобы выдвигаемые цели совместной деятельности не были сразу отвергнуты ребятами как неинтересные либо навязанные против их желания лидерами класса или взрослыми;

• объединение детей и взрослых вокруг общественно значимой цели, что предполагает сплочение участников в совместной развивающей деятельности. Другие цели, стоящие перед ученическим коллективом, становятся зависимыми от главной цели, т.е. подчиняются ей. Каждый ученический коллектив в конкретный отрезок времени может иметь свою специфическую цель;

• систематическая смена ролей членов самоуправления и видов деятельности для учащихся, что способствует развитию инициативы, самодеятельности, раскрытию творческих способностей школьников, выработке у них нравственных личностных качеств. Каждый член ученического коллектива может предложить свою кандидатуру на роль лидера-организатора. Однако он должен учитывать в своей работе оценку товарищей, а также степень взаимоответственности и взаимного доверия при выполнении порученного дела.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников, которое основывается на взаимопонимании, диалогичности и предоставлении самостоятельности в деятельности.



5 слайд. Развитие детского со- и самоуправления в начальных классах. Оно состоит из организации деятельности постоянно действую щей системы соуправления и коллективной творческой деятельности (КТА). Структура самоуправления позволяет:

• строить жизнь класса как постоянную одновременную заботу детей друг о друге;

• помогать каждому члену детского коллектива реализовать себя в разнообразных творческих делах;

• сплачивать детский коллектив в совместном решении жизненно важных дел.

6 слайд. В начале обучения в 1 классе общественные поручения распределяет классный руководитель (это в основном поручения, связанные с самообслуживанием). Совместно с классным руководителем и шефами - старшими школьниками - ребята на собрании обсуждают название, эмблему и девиз класса. В качестве основы для моделирования предстоящей деятельности в ученическом коллективе может быть оформлен стенд, наглядно иллюстрирующий коллективные дела класса, отдельные поручения учеников, экран успеха, разработанные и принимаемые всеми детьми и взрослыми правила школьной жизни (кодекс чести или заповеди). Например, для стенда предлагается вымышленный сюжет «Цветочный город». Интересные персонажи этого города, их поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами творчества реальных учеников помогают детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, проявлении всего лучшего, что есть в каждом ребенке. Работа над поручениями поощряется призами, значками, статьями в газете и т.д.

В дальнейшем каждому члену этого ученического коллектива предлагается выбрать самостоятельно либо с его согласия дело- поручение, входящее в общую структуру соуправления класса. Со временем ребята приходят к тому, что распределение поручений осуществляется путем избрания их в органы ученического со- управления класса, начальной школы, а затем этот процесс превращается в установление очередности между учениками в выпол нении поручений. Кроме того, не только меняется система распре- деления поручений, но и расширяется их круг, усложняются функции участников.

На следующем этапе все более активную позицию начинает занимать соуправленческий актив. Младшие школьники проникаются интересами школьного коллектива, ребята приобретают начальный, пока еще небольшой и несложный опыт организаторской работы, появляются чувство удовлетворения и вера в Дальнейшие успехи, складываются первые традиции в организации и воспитании коллектива.

Как вы думаете зачем нужны традиции?

ЖЕТОН 1

7 слайд. Для воспитания коллектива нужны как торжественные праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности школьников, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

Продолжительность того или иного этапа развития соуправления учащихся нельзя строго регламентировать, ограничивать какими-либо сроками. Точно так же и развитие отдельных форм соуправления не следует строго расписывать по этапам.

В дальнейшем деление воспитанников по их участию в соуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным: каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все они становятся организаторами своей жизни. Отличи тельной чертой развивающегося соуправления в ученическом коллективе младших школьников является вовлечение в организацию этой деятельности практически каждого ученика.

Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами ученического коллектива на этом этапе выступают: оптимизм, бодрость от участия в коллективной жизни; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив (класс); чувство товарищества, дружбы, ответственной зависимости, высокая активность всех ребят в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива.

8 слайд. Команды придумывают название, девиз, эмблему, традиции (оформляют это ответственные за работу в секторе «Пресс-центр»)

ЖЕТОН 4, 3, 2, 1

Как вы думаете что является высшим органам соуправления?

ЖЕТОН 1

9 слайд. Органы самоуправления и содержание деятельности детского коллектива. Деятельность коллектива направлена на успешное его функционирование, что требует создания возглавляющих его органов. Органы самоуправления это избираемые или уполномоченные лица, которым члены коллектива поручают планировать общественные дела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение, координировать и объединять работу всех первичных коллективов. Их наличие обеспечивает активность позиции каждого члена коллектива как организатора совместной жизни.

Высшим органом соуправления является собрание учащихся класса, на котором даются коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

Классное собрание:

■ планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть;

■ подводит итоги работы за учебную четверть и за год

• заслушивает отчеты совета класса о проделанной работе

• обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Такие собрания проводятся не реже двух раз в четверть. Ведет классное собрание классный руководитель председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на совет класса.

Кто по вашему мнению может входить в совет класса?

10 слайд. Совет класса включает: командира класса, его заместителя, старшего дежурного и ответственного за работу в секторах.

Командир класса:

  • обеспечивает хранение классного фонда;

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся);

  • отвечает за успеваемость в классе; формирует советы дела для подготовки и проведения классных

  • мероприятий; объявляет благодарности и налагает взыскания;

  • контролирует выполнение поручений.

Заместитель командира класса:

  • контролирует посещаемость учащихся и их готовность к занятиям;

  • осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;

  • проводит работу с отстающими по предметам;

  • замещает председателя совета класса в его отсутствие.



11 слайд. Старший дежурный:

  • организует и контролирует дежурство по классу и школе;

  • формирует дежурные группы; составляет график дежурств;

  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;

  • руководит работой хозяйственного сектора;

  • ведет документацию старшего дежурного.

Ответственный за работу в учебном секторе («Знание»):

  • ежедневно оформляет «Рейтинг успеваемости», отмечает оценки за урок и указывает причину получения отрицательных оценок, к определенному дню недели подсчитывает количество положительных и отрицательных оценок;

  • организует рейды по проверке выполнения домашних заданий;

  • ежедневно контролирует подготовку класса к уроку (на парте должны находиться дневник, учебник, тетрадь и др.);

  • организует и контролирует работу консультантов по предметам;

  • контролирует выставление оценок в дневниках;

  • организует и проводит работу с неуспевающими.



12 слайд. Ответственный за работу в дисциплинарном секторе («Порядок»):

  • изучает с учениками класса правила для учащихся, настойчиво добивается их выполнения;

  • подает дневник дисциплины и порядка учителю на каждом уроке;

  • следит за формой учащихся, соблюдением дисциплины во время перемен;

  • периодически проверяет выполнение режима дня учащихся вне школы с помощью актива класса;

  • организует общественно полезный труд;

  • следит за состоянием школьной и классной мебели, при необходимости ставит классного руководителя в известность о требующемся ремонте.

Ответственный за работу в санитарном секторе («Здоровье»):

  • организует дежурство по классу и контролирует его качество;

  • добивается соблюдения учащимися санитарно-гигиенических;

  • проверяет наличие сменной обуви у учащихся своего класса перед началом занятий;

  • во время дежурства по школе контролирует санитарное состояние всех постов.



13 слайд. Ответственный за работу в художественно-информационном секторе («Пресс-центр»):

  • выпускает газеты и публикует тексты поздравительных телеграмм к праздникам;

  • держит учащихся класса в курсе событий школы, республики, страны;

  • выпускает экспресс-газеты по итогам рейдов или на злободневные вопросы;

  • организует работу редакционной коллегии и отвечает за оформление стендов.

Ответственный за работу в культмассовом секторе («Досуг»):

  • отвечает за организацию досуговых мероприятий в классе и помогает в проведении общешкольных (на уровне начальной школы);

  • следит за оформлением помещений во время проведения мероприятий;

  • находит новые сценарии к праздникам, вовлекает других учащихся в создание сценариев и проведение праздников, утренников, классных часов.

14 слайд. Командная работа. Решение ситуаций.

ЖЕТОН за каждую ситуацию 3,2,1



15 слайд. Функции ученического самоуправления. Исследователи выде- ляют три функции ученического самоуправления:

1) организационную: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

2) нравственно-воспитательную;

3) личностно-развивающую, когда коллектив способствует фор- мированию позитивных взаимоотношений, чуткости и культуры поведения учащихся. Однако следует помнить, что детский коллектив с психологиче- ской точки зрения представляет собой общественный организм, в котором закладываются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его в качестве социальной среды, условия воспитания, в детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися. Именно этим обусловлена его особая воспитательная функция стимулирующая, которая способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение членов коллектива, их взаимоотношения.

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления. В начальных классах эта работа требует соблю дения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятель ность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо не только учитывать личные интересы ребят, но и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней каждого ребенка.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра. Педагогическую основу организации ученического самоуправления коллективом младших школьников составляют:

■ умелое предъявление требований к учащимся;

■ воспитание ученического актива;

■ организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной де- ятельности;

■ формирование здорового общественного мнения;

■ создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.



16 слайд. Командная игра «поход».

ЖЕТОН 4,3,2,1

ЗА ОТГАДЫВАНИЕ ПРОТИВНИКОВ 2 ИЛИ 1