СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий развлечения «Якутские настольные игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Зимние долгие вечера в юрте. На улице 50 градусов мороза. Вся семья в сборе. В юрте темно, окна ледяные, пол земляной. .Закончились тяжелые работы по дому и хотону, который стоит слитно с юртой. Горит печка камелек. Начинается самая приятная часть времени - вечер. А они в Якутии долгие, потому что рано темнеет. Вопрос: «Чем могут занять себя после трудового дня долгими зимними вечерами.наши предки? Только ли сказками?

Просмотр содержимого документа
«Сценарий развлечения «Якутские настольные игры»»

ИП Ростовцевой А.А. центра по уходу и присмотру за детьми в частном дошкольном образовательном учреждении детский сад

«Солнечные лучики городского округа»

« город Якутск»



«СОГЛАСОВАНО»

Старший воспитатель

______________Кондакова М. Г.

« ____»_____________201__г.







Сценарий развлечения

«Якутские настольные игры»











Воспитатель: Васильева Надежда Валерьевна

Воспитатель старшей и подготовительной группы

















г. Якутск

Цель: научиться играть в настольные игры предков.

План:

1. Рассказ о происхождении настольных игр, о правилах игры

2. Получение знания будут использовать собственной игровой деятельности (индивидуальная, игра парами).



Обучающая: Сформировать интерес к настольным играм предков.

Развивающая: способствовать развитию координации, ловкости рук, зоркости глаз, быстроты реакции, воображения; скорость видов мышления: пространственного математического, логического, рефлексивного; умения математических вычислений учащихся;

Воспитательная: способствовать раскрытию положительного влияния занятий настольными играми на физическое и личностное развитие. (внутренняя гармония физических и психических качеств).



Атрибуты: атрибуты культуры народа саха; на доске – аппликации, на столе - сувениры: чороны, кытыйа, сэргэ, Хаамыска, хабылык. Ноутбук, проектор, экран.

Вид медиапродукта:

Наглядная презентация учебного материала

Ход мероприятия

Звучит музыка хомуса.

- Перед вами фотография из далекого времени - жизни предков народа саха в начале 20 века .

Зимние долгие вечера в юрте. На улице 50 градусов мороза. Вся семья в сборе. В юрте темно, окна ледяные, пол земляной. .Закончились тяжелые работы по дому и хотону, который стоит слитно с юртой. Горит печка камелек. Начинается самая приятная часть времени - вечер. А они в Якутии долгие, потому что рано темнеет. Вопрос: «Чем могут занять себя после трудового дня долгими зимними вечерами.наши предки? Только ли сказками?


.Рассказ воспитателя об истории возникновения, значении настольных игр.

«Игра в хабылык («лучинки»)

Получила свое развитие в начале XVI ве-ка, когда якуты жили по аласам и берегам озер. В то время якуты играли в хабылык в зимнее время по вечерам, приглашая для этого друг друга»

Игра «хаамыска»

Появилась в начале ХVII века. В то время русские казаки играли речными камешками. Якутам понравилась эта игра. Они потом стали изготавливать камешки из дерева, ввели свои элементы.

Эти игры включали и в традиционный праздник якутского народа — ысыах. В таком обрядовом празднике слушали исполнителей олонхо и соревновались по хабылык и хаамыска.

В чем значение этих игр? Эти игры выражают и раскрывают духовную жизнь народа саха и его быт.

Вопрос: основными видами деятельности коренных народов Якутии являлись что? Да, это коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота, оленеводство и рыболовство. Поэтому настольные игры хабылык изготовлялись из палочек с «зубчиками».(Показ хабылык с зубчиками»).Количество «зубчиков» отражало количество скота. Хаамыска изготовлялась из дерева и костей тайменя.

Ярко отражены в этих играх и характер народа.

Вопрос: В этом суровом краю охотников, рыбаков, оленеводов и скотоводов особо ценились какие качества? Конечно, ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка.Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, меткость, выносливость. В последнее время эти игры (хабылык и хаамыска) вновь получили развитие. Действует Федерация национальныхнастольных игр, главной задачей которой является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования.

Игра «Тырыынка» - «Лучинка»

Участвуют два или несколько человек. Прямые палочки делают из дерева длиной равной высоте кулака.


Игра «Тыксаан» - «Щелчки»

Для этой игры готовится 50-60 штук тыксанов – полуцилиндриков длиной 1,5 см, сделанные из веток тальника. Поочередно играют несколько человек.




Практическая часть.

Дети играют между собой. Соревнование проводится по каждой представленной настольной игре.


-Умение играть на этих играх способствует развитию координации, ловкости рук, зоркости глаз, быстроты реакции, воображения; скорость видов мышления: пространственного математического, логического, рефлексивного; умения математических вычислений.













Интеллектуальная викторина для родителей «Моя Якутия»

Здесь представлены личности, которые внесли существенный вклад в историю Якутии. Вы должны правильно указать цифру с фотографией героя.

1. Якутский писатель, основоположник якутской литературы, автор поэмы «Ойуун туулэ» («Сновидение шамана») (Алексей Елисеевич Кулаковский, № 7)

2. Якутский писатель, основоположник якутской литературы, автор «Улуу Куданса» (Платон Алексеевич Ойуунскай, № 1)

3. Советский государственный и партийный деятель, активный участник борьбы за установление Советской власти в Сибири, его имя носит Северо-Восточный Федеральный университет (Максим Кирович Аммосов, № 4)

4. Советский государственный, общественно-политический деятель Якутии начала XX века, участник гражданской войны стоял у истоков создания Якутской АССР в составе РСФСР. (Исидор Барахов, № 8)

5. Уроженец Хангаласского улуса, один из первых якутских ученых, создавших фундаментальные научные труды по этнографии, происхождении якутов: "Ураанхай сахалар", "Эллэйаада", "Шаманизм" и др. Гаврил Ксенофонтов (№5)

6. Уроженец Томпонского района, снайпер 234-го стрелкового полка, Герой Советского Союза, уничтоживший снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров (Федор Охлопков, № 6)

7. Якутский политик и лингвист, создатель якутской письменности (Семен Андреевич Новгородов, № 3)

8. Якутский поэт, драматург, прозаик, один из основоположников якутской литературы, автор произведений «Таптал», «Манчаары» (Анемподист Иванович Софронов, № 2)